Сфера услуг неотделима от современного потребительского общества: практически каждый сталкивается с самыми разнообразными их видами. Некоторые из них тебе интересны, но бывают и такие, которые принято именовать "навязанными": то есть они для потребителя как пятое колесо в телеге, однако без него тебе не продадут саму телегу.
Вот к примеру, приобретаете вы автомобиль. Новый, у дилера, со специфическим запахом радости от того, вы у машины первый хозяин.
Дилер предлагает, как правило, несколько программ, которые вы можете использовать на взаимовыгодных началах. Вот, к примеру, приобретение авто в кредит - редкий дилер не манит покупателя низкими ставками, да еще и снижением покупной стоимости автомобиля при использовании кредитных средств.
Многие соглашаются, скидки то заманчивы, а кредит можно погасить и досрочно. Привлекательно.
Эйфория несколько улетучивается в момент заключения кредитного договора - банк не только приобретает автомобиль в залог, но и требует еще кое-чего для того, чтобы его (банка) интересы прогарантировать - страхования. Страхуют жизнь, здоровье, страхуют от несчастных случаев. И скорее эти страховки тоже можно назвать навязанными.
Но сейчас не об этом: я бы хотел поговорить о тех услугах, которые вам под шумок приплетают в довесок к страховому пакету - услуги для автолюбителей.
Вот например, ООО "РИНГ вояж" предлагает так называемые "карты лояльности", по которым обязуется оказывать вам различного рода услуги.
Подробнее тут:
http://ring-m.ru/cards/platinum/
Допустим вам предложили платиновую программу (ниже, как правило, не предлагают, объясняя это тем, что именно этот пакет рекомендован банком и в противном случае кредит вам не оформят). Обладатель карты «PLATINUM» может неограниченное количество раз в течение срока действия карты пользоваться следующими услугами:
- Круглосуточная диспетчерская служба;
- Персональный менеджер;
- Круглосуточная юридическая помощь;
- Круглосуточный выезд аварийного комиссара;
- Получение в органах ГИБДД (Москва, МО и субъекты РФ, согласно приложению) и ОВД (Москва, МО) документов, необходимых для предоставления в страховую компанию после наступления страхового случая;
- Круглосуточная эвакуация автомобиля;
- Круглосуточная техническая помощь;
- Предоставление услуги «Трезвый водитель» один раз бесплатно в течение срока действия карты.
Ну круто же! и , возможно, удобно.
Беда в том, что данные карты часто навязывают при заключении Договора кредитования под предлогом того, что без их приобретения вам не согласуют кредит.
Особую пикантность ситуации придает то, что данные услуги по картам ну никак не соотносятся с интересами банка по обеспечению его интересов: если при страховании жизни банк пытается себя обезопасить на тот случай, если вы сыграете в ящик, не успев погасить кредит, то в случае с картами лояльности услуги никак не трогают существо кредитного продукта.
Далее, если вы думаете, что Договор можно легко расторгнуть на следующий день, - для вас имеется специальный порядок расторжения Договора (п. 5.3. - в моем случае)
" При расторжении Договора Исполнитель производит возврат части уплаченной премии Заказчику в размере 10% от стоимости услуг, указанной в п. 2.1. Договора при действии Договора до одного месяца"
То есть вам вернут 10 %. И то в случае,ь если вы обратитесь в первый месяц! Прекрасно, правда?
Самое забавное, что суды встают на сторону ООО РИНГ вояж - потребитель ведь должен был осознавать весь груз обязательств, который он на себя принимает, подписывая бумажку. Вот пруф: https://sudact.ru/regular/doc/2XsmykC9j0Yj/
Какой же вывод вы можете сделать из всего описанного:
1. Величина скидки, предоставляемой при использовании кредита при покупке автомобиля, как правило, компенсируется "допами", которые вам навешают при оформлении (КАСКО, страхование жизни, здоровья, НС иное).
2. Считать надо на месте: подробно и по каждой строке - по моему опыту менеджеры по кредитованию озвучивают общую сумму дополнительных услуг (при этом обозначая их как ""страховка).
Требуйте того, чтобы вам предоставили подробный расчет того, за что вы платите
3. От ненужного отказывайтесь смело. Можно припугнуть обращением в Роспротребнадзор, если вам будет отказано в кредитном продукте при отказе от навязанного. Как правило работает))
4. Не рассчитывайте на то, что от навязанной услуги будет просто отказаться. Компании себя подстраховывают специфическими условиями в Договорах присоединения (пример привел выше).
5. Читайте всё. Чтение еще никому не вредило, особенно в случаях, когда кто-то хочет залезть к вам в карман.
P.S. В случае моего обращения мне удалось сумму навязанного вернуть. Со скрипом и не сиюминутно но вернули всё)
Если что - обращайтесь: urist-prof@mail.ru