Найти тему
marshrut-74

Каскадные пещеры или Ашинский пещерный комплекс? История двойного открытия

Оглавление

Фото, сделанное во время экспедиции 1980 года
Фото, сделанное во время экспедиции 1980 года

В Челябинском спелеоклубе хранятся пожелтевшие листы отчета одной интересной экспедиции, прошедшей почти 40 лет назад. На титуле указано:

«Челябинский областной совет по туризму и экскурсиям

Областная федерация туризма

Областная комиссия спелеотуризма

Челябинский спелеоклуб «Плутон»

Спелеоэкспедиция «ПОИСК-80»

Время проведения: 29.06. — 11.07.1980 г.

Руководитель: Савчук Сергей Васильевич.

Место проведение: пос. Точильный, Ашинский район Челябинской области».

Ашинский район: спелеоразведка 1978—1980-х годов

В отчете указано, что в экспедиции приняли участие восемь человек. Сам Савчук 1958 г.р., то есть во время проведения экспедиции ему было 22 года. Он окончил ЧГПИ. Остальные спелеопоисковики — студенты и учащиеся ГПТУ.

Вызывают интерес расчеты финансовых расходов, указанные в отчете:

«Областной совет по туризму и экскурсиям выделил 168 рублей, что составило 54% от общей суммы затрат, остальное — личные деньги участников.

Билет на поезд Челябинск—Аша стоил 6,5 рублей, проезд восьми человек в обе стороны — 104 рубля.

Билет на автобус от Аши до пос. Точильный стоил 25 копеек, на дорогу туда и обратно было израсходовано 6 рублей 40 копеек.

На телеграммы израсходовано три рубля.

На продукты питания потрачено 200 рублей.

Итого: 311 рублей».

Цели и задачи экспедиции:

1. исследование нового карстового района в верховьях и по среднему течению реки Аша (приток реки Сим);

2. продолжение спелеоэкспедиции 1978 года;

3. поиск и топосъемка новых карстовых полостей, подготовка их описания;

4. отработка практических навыков поиска и разработка новых методов обнаружения подземных полостей;

5. оценка спелеотуристических возможностей района, перспективности поисковых работ в нем;

6. рекомендации к использованию открытых и известных полостей для экскурсионных целей и для проведения спелеосборов;

7. оформление отчета по окончанию экспедиции.

Экспозиция перед началом исследований в июне/июле 1980 года:

· Этот карстовый район слабо изученный.

· Экспедиция 1978 года отрыла ряд пешер: Ериклинскую/Точильную, Поднебесную, Срытую и Т-образную.

· Спелеологи под руководством Барышникова обследовали только незначительный район близ поселка Точильный.

Некоторые дневниковые записи из отчета:

«Первая ночь в пос. Точильный... Съемка пещеры Поднебесная... Нашли четыре пещеры по левую руку русла высохшего ручья Точилинского. Одна из пещер: длина ее невелика, средняя высота около 0,5м, много вторичных образований: сталактиты, сталагмиты и сталагнаты...»

«Три человека возвращаются домой, четыре исследуют район Барсучьего ключа в поисках новых пещер. Находим грот, рядом небольшие ходы не более 8м.

В карстовом обнажении в верховьях ключа Барсучий нашли много маленьких и очень красивых пещер. Но заснять их не успели, надо было возвращаться в лагерь. До него 15км. Район Барсучьего ручья очень красив: смешанный лес, высокая трава, крутые склоны вдоль реки...»

Расположение этих «красивых пещер» совпадает с нынешним Ашинским пещерным комплексом, открытым, как мы сообщали в прошлой статье про АПК (http://marshrut74.ru/asha-cave-complex/) Владимиром Юриным. Но как же произошла эта путаница? И кто на самом деле открыл те пещеры?

Ситуацию немного прояснил челябинский спелеолог Игорь Бодунов:

— Информацию о пещерах Юрин действительно получил от охотника, как вы и рассказывали в прошлой статье. Но они были открыты до него, и он об этом знал.

— То есть как?

— В 2006 он сделал топосъемку пещер будущего АПК. Я посмотрел ее и сказал, что у Семена Михайловича Баранова из Челябинского спелеоклуба есть нечто подобное. Я принес Юрину «топу» от Баранова. Юрин признал, что пещеры те же самые, но тем не менее право первооткрывателя оставил за собой.

Топосъемка Каскадных пещер
Топосъемка Каскадных пещер

Подземные красоты Ашинского района

Руководитель спелеоэкспедиции 1980 года Сергей Савчук уже много лет живет в Санкт-Петербурге. Но волей случае в эти дни он оказался в Челябинске, и нам удалось побеседовать.

— Сергей Васильевич, для начала расскажите немного о себе. Кто вы по образованию и когда начали заниматься спелеологией?

— С 1975 по 1980 год я учился в педагогическом институте, в ЧГПИ, на естественно-географическом факультете. По образованию я географ-биолог. Во время обучения в вузе я познакомился со спелеологами и увлекся исследованием подземных полостей, коих на Урале, слава богу, предостаточно. В 1976 году я вступил в Челябинский спелеоклуб «Плутон».

— И началось обучение спелеологии?

— В тоже 1976 году я прошел ШПП (Школу предлагерной подготовки). Она проходила в районе Игнатиевской пещеры в Катав-Ивановском районе. Затем был лагерь первого года обучения в Крыму. Потом — лагерь второго года обучения на Кавказе. После этого я ездил на инструкторские сборы, которые проводились на Кавказе... Вот и вся моя спелеологическая карьера. А параллельно с профессиональной подготовкой я занимался организацией поисковых экспедиций по карстовым районам Челябинской области.

— В том числе и в Ашинский район?

— Он мне больше всего мне нравился, так как в других районах были сильные спелеологические секции (например, в Сатке, где организовывали и проводили свои экспедиции), а в Аше ничего такого не было. Поэтому меня она и привлекала. И потом это был первый мой район... Мне очень нравилась природа там.

— Когда в Ашинском районе прошла первая поисковая экспедиция?

— В 1976 году. Я участвовал в ней параллельно с обучением в ШПП. Позднее я изучил геологию и рельеф этого района. Меня привлек поселок Точилинский, так как здесь никто не искал до меня, во всяком случае, я не знал об этом. А потом здесь залегают значительные толщи карстовых пород известняков, и, соответственно, это будило мое воображение. Я начал искать, с кем организовать экспедицию, и откликнулись спелеологи из города Коркино. Им даже выделили финансирование на это. Руководителем у них был Николай Барышников. И в ноябре 1978 года совместно с ними я поехал в район поселка Точилинский.

Поселок Точилинский. 1980 год
Поселок Точилинский. 1980 год

— Как проводилась ваша первая спелеоразведка?

— Мы приехали в этот поселок на автобусе и решили пообщаться с местными жителями. Как раз навстречу шла женщина. Я с ней поздоровался, переговорил, и она предложила остановиться у нее дома, так как в это время ее сын нашего возраста служил в армии. Так у нас и появилась база в поселке для последующих экспедиций. У нее мы постоянно и останавливались. Называли ее тетя Люба. К большому сожалению, не помню ее фамилию... Тетя Люба познакомила нас с местным охотником, который знал окружающую местность, как свои пять пальцев. По его наводкам мы и стали исследовать этот район. Охотник рассказал о провале на склоне горы на левом берегу реки Аша в логу. И мы по снегу прочесали весь правый берег в верховьях реки Аша. Столько, сколько смогли пройти. Мы обнаружили две новые пещеры: Точилинскую (Ериклинскую) и Поднебесную.

Тетя Люба с мужем (слева)
Тетя Люба с мужем (слева)

— Летом 1980-го вы вернулись в тот район...

— Да, я организовал вторую экспедицию. Тогда была открыта пещера Олимпийская, которая особенно впечатлила нас. Это большой провал в склоне. На входе — колодец. Его глубина 65 метров. Когда спускаешься вниз, создается ощущение, что здесь никто до тебя не бывал. Непередаваемо! Мы радовались тогда, как дети. Сначала мы хотели назвать эту пещеру Перловой, так как основной пищей у нас в то время была перловая каша с мясом в жестяных банках. Мы жарили ее на костре у входа в пещеру... Но потом решили назвать пещеру в честь московской Олимпиады-80.

— Как были открыты пещерные объекты, которые сейчас названы АПК?

— В оставшиеся дни после открытия Олимпийской мы совершали вылазки в разные стороны радиально. Тогда было обнаружено множество карстовых проявлений. В том числе и арка Бабье ухо. За ней мы обнаружили очень много всяких пещер, но так как они были небольшими, мы ими особо не занимались.

— Почему вы назвали эти пещеры Каскадными?

— Этих подземных полостей там много, но они все маленькие. Мы выбрали те, что побольше, и снимали одну за другой. Они идут каскадом. Поэтому мы их так и назвали. Мы сделали их спелеотопографическую съемку. Я считаю, что задача тогда частично была выполнена. Пещеры были картированы, открыт новый перспективный карстовый район. Он отличается большим проявлением различных карстовых форм и интересен как туристам, так и ученым.

Сергей Савчук

В Челябинске работал старшим ихтиопатологом Сибирского отделения Центральной лаборатории ихтиопатологической службы Министерства рыбного хозяйства РСФСР.

После сокращения в 1990-е годы переехал в Санкт-Петербург и занялся коммерцией.

В настоящий момент — ИП.

— Сергей Васильевич, вам, наверное известна история с двойным открытием Каскадных пещер. Как вы к этому относитесь?

— Повторное открытие... Ну, если сейчас съездить туда, на Барсучий ручей, можно открыть еще раз и назвать их по-другому. Точилинским карстовым комплексом, например. То есть сколько человек будет туда ездить, столько и названий будет... Но названия же не меняют сути дела.

В завершении работы над этой статьей я написал Юрину на адрес электронной почты:

«Владимир Иванович, добрый день.

Я подготовил интервью с Савччуком, руководителем экспедиции 80 года, которая открыла пещеры на Барсучьем ручье.

Мне нужен ваш комментарий».

Ответ был следующий:

«Я с Савчуком не знаком. Про какой Барсучий ручей идет разговор? Публикаций и материалов об этом не было».

Больше материалов о путешествиях по Южному Уралу, памятниках природы и истории региона, краеведении, археологии, туризме и спелеологии читайте на сайте.

Фото предоставлены Сергеем Савчуком