Найти в Дзене

Мелодик-рок на грани света и тьмы. Интервью с Тони Кларкином (Tony Clarkin – Magnum) для журнала “PLAY”, август 2004 года.

Вопреки распространенному мнению, определение "классическая британская рок-группа" применимо не только к тем составам, что привычно относят к всенародно любимым рок-динозаврам. Бирмингемцы Magnum заслужили это звание в полной мере, и не только своей 33-летней сценической карьерой: все их альбомы – своего рода музыкальные сказки старой Англии. Как же можно было в преддверии издания новейшего альбома Magnum "Brand New Morning" отказаться побеседовать о вчерашнем и сегодняшнем дне группы с ее неизменным лидером, гитаристом и композитором Тони Кларкином?

PLAY: Впервые в истории группы сложилась своего рода коллизия – оптимистическое название альбома и аналогичные песни приходят в явное противоречие с мрачной обложкой. Что бы это значило?

Тони Кларкин: Да, пожалуй, ты прав: впервые в истории группы мы поместили не обложку не очередную картину или коллаж в духе фэнтези или, скажем так, хард-рокового дизайна 80-х, но вполне реалистичную иллюстрацию. Я думаю, что такой мрачный пейзаж можно найти в окрестностях любого современного мегаполиса – неважно, в Британии, России или Южной Америке. Я объясняю обложку "Brand New Morning" таким образом: это – новое утро нового века, но не всегда приятное. Да ты посмотри, что сейчас творится по всему миру, от Нью-Йорка до Багдада! И в жизни каждого отдельного человека новый день не всегда приносит только счастье, верно? Что же касается музыки – я бы не сказал, что альбом слишком уж оптимистичный: таких трагических и жестких песен, как "Immigrant Son" и "We All Run" мы не записывали, наверное, с самого начала нашей карьеры в грамзаписи. Так что я считаю, что никакого противоречия между обложкой и песнями по большому счету нет. Ведь каждый новый день может быть и счастливым, и неудачным.

PLAY: С каким альбомом Magnum ты сравнил бы "Brand New Morning"?

ТК: Тут надо начинать несколько издалека – сейчас я вновь добился объемного и мощного гитарного звука, характерного для таких наших работ, как "Goodnight L.A." (1990) и "Rock Art" (1994). С моей точки зрения "Brand New Morning" в смысле звучания и продюсирования более всего похож именно на эти альбомы. Я считаю, что "Brand New Morning" оказался настоящим гитарным альбомом Magnum – все-таки во время записи нашего камбэк-CD "Breath Of Life" (2002) я слишком напирал на всякие новомодные электронные штучки. А если говорить именно о песнях… Я бы рискнул сравнить новый CD с "Wings Of Heaven" (1988), и не только потому, что сейчас мы вновь замыкаем альбом эпическим протяженным номером "The Scarecrow" – прямо как "Wings Of Heaven" завершался пьесой "Don't Wake The Lion (Too Old To Die Young)". Дело именно в настроении этих двух альбомов, в этом сочетании "светлой" и "темной" музыки. Мы подобных альбомов не записывали очень давно…

PLAY: Насколько комфортабельно ты чувствуешь себя одновременно в роли гитариста, единственного композитора и продюсера Magnum?

ТК: Для меня это совмещение профессий всегда было делом привычным, просто продюсером группы я стал много позже, чем гитаристом и композитором. Главное – заниматься делами своей группы 24 часа в сутки или несколько больше!

PLAY: Magnum всегда отличался от большинства мелодик-роковых групп тем, что музыканты на сцене и фотографиях выглядели очень стильно, а обложки ваших альбомов так и вовсе казались произведениями классического изобразительного искусства. Насколько такая ставка на запоминающийся имидж сыграла роль в успехе группы?

ТК: Меня очень часто спрашивают об этом, но подобные вопросы до сих пор удивляют меня. Мы никогда особо не задумывались о своем внешнем виде, одевались для сцены так, как нам нравилось – и все. Разве только в конце 80-х мы прислушивались к мнению наших менеджеров по поводу сценического имиджа – но кто ж тогда поступал иначе? А по поводу обложек я могу сказать следующее: Magnum необычайно повезло, что еще на заре карьеры нам довелось работать с таким интересным художником, как Родни Мэттьюз (Rodney Matthews). Глядя на его обложки наших LP и другие дизайнеры, с которыми мы работали позже, стали следовать его фэнтези-стандартам. И вообще, я считаю, что никто не купит даже самый лучший с музыкальной точки зрения альбом, если он будет неинтересно оформлен. И с сценическим имиджем то же самое – ну кому охота видеть на сцене группу, похожую на сборище оборванцев?

-2

PLAY: Альбом "On A Storyteller's Night" (1985) считается многими лучшей работой Magnum и важной вехой в истории британского мелодик-рока. Что ты можешь сказать об этом альбоме спустя 19 лет после его издания?

ТК: Если бы не этот альбом, ты бы вообще сейчас со мной не разговаривал, ведь без него группы Magnum просто не существовало бы! Мы записывали его, находясь в совершенно отчаянном положении – наш лейбл Jet Records как раз обанкротился, денег на запись хватило в обрез и мы вообще не были уверены, что пластинка будет напечатана. К счастью, нам удалось издать этот LP независимым образом [на фирме Heavy Metal Records / FM-Revolver – прим. авт.], а наши поклонники, ждавшие новой работы три года, просто размели альбом из магазинов – и так началась мировая слава Magnum. А раз мы готовили этот альбом так долго, то не могли же мы написать для него плохой материал, не так ли?

PLAY: Некоторые утверждают, что современный Magnum – абсолютно безликая группа. Что бы ты возразил таким критикам?

ТК: Пусть они сами попробуют поиграть 30 с лишним лет в одной из лучших рок-групп Британии, а потом рассуждают о том, безликая группа Magnum, или нет!

PLAY: Существует ли в начале XXI века будущее у британского мелодик-рока?

ТК: Еще два года назад я был настроен в этом смысле очень пессимистично, и наверняка дал бы на твой вопрос если не отрицательный, то нейтральный ответ. А теперь, после прошлогоднего триумфа The Darkness, многое изменилось – масса молодых групп подражают им, и в конце концов исполняют именно ту музыку, что была популярна в 70-х и 80-х. Так что будущее у нашей музыки есть! Ты посмотри – у нас уже вышло с начала десятилетия два CD, вновь собрались Thunder… Определенно, дела классического рока пошли в гору, и я очень рад, что 90-е годы с их господством непонятной музыки наконец-то закончились.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •