Найти в Дзене
💎Вздорный киник

Лао-цзы. Даосизм. О том, как мудро управлять народом

"Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому управляя (государством) совершенномудрый делает сердца  (народа) пустыми, а желудки - полными. (Его правление) ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие." (Лао-цзы).

Разберем данный параграф по предложениям:

"Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор."

Данное начало параграфа тривиально критикует значение "мудрец" конфуцианства и идеализма вообще. У Конфуция умный муж - это чиновник, знающий и почитающий церемонии, любящий учиться и постигающий мудрости через накопленные знания. Даосизм призывает понять суть вещей. Суть избавляет от кривотолков и от конфликтов на их почве.

"Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа."

Весьма коммунистическая мысль. Если ценить предметы, которые есть у каждого, то зачем их воровать? В самом деле, зачем воровать мелочь (мелкие деньги), если у вас их полный кошелек, и лишние пара монеток ничего не поменяют?

"Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа."

Изложено как о современной рекламе, в чистом виде.

"Поэтому управляя (государством) совершенномудрый делает сердца  (народа) пустыми, а желудки - полными. (Его правление) ослабляет их волю и укрепляет их кости."

В этом предложении есть культурный нюанс: живот - сосредоточение жизненной силы в Китае, души. Сердце подвержено страстям. Один из вариантов толкования: совершенномудрый избавляет от страстей и порождает в своем народе разум. Тоже с волей и костями, где воля - страсти, а кости (то, на чем держится тело) - дух тела.

"Оно (правление совершенномудрого) постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать."

Эта мысль противопоставляет духовное учение рациональному постижению мира. Это различается так, как созерцание бабочки и ее препарирование. Рациональное уничтожает духовное.

"Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие."

Недеяние - выполнение дела отрешенно, без цели результата, а также не завершая его для себя в полном смысле, так как завершено может быть только совершенство. Таким образом, отрешенность приводит к спокойствию.

Статья третья из цикла по трактату "Дао Дэ Цзинь" Лао-цзы.