Найти в Дзене
Мода в книгах

Войлочный шлык и прически галантной эпохи

Этот блог посвящен тому, как одеты книжные персонажи. В романе Тургенева "Дворянское гнездо" есть краткое, но ёмкое описание старой высокой прически, которую по молодости носила в свет бабушка Лаврецкого.

"Она ни во что не вмешивалась, радушно принимала гостей и охотно сама выезжала, хотя пудриться, по ее словам, было для нее смертью. Поставят тебе, рассказывала она в старости, войлочный шлык на голову, волосы все зачешут кверху, салом вымажут, мукой посыплют, железных булавок натыкают — не отмоешься потом; а в гости без пудры нельзя — обидятся, — мука!"

Портрет Марии Федоровны, второй жены Павла Первого, примерно 1777 год
Портрет Марии Федоровны, второй жены Павла Первого, примерно 1777 год

Вот теперь мы знаем, как ощущалась эта прическа живым человеком. Давайте разбираться. Что такое шлык? Это колпак. Кстати, в финале романа "Дворянское гнездо" это слово употребляет Марфа Тимофеевна, отговаривающая Лизу идти в монастырь: "не надевай черного шлыка на голову", - просит она. Помимо этого, шлык - род повойника, то есть традиционного головного убора крестьянок. Однако, мы не можем сказать, что бабушка Лаврецкого для выезда надевала именно такой, традиционный шлык: время ее молодости пришлось на вторую половину правления Екатерины или на правление Павла. В то время среди дворянок не было моды надевать повойник для выезда в свет.

Портрет первой жены Павла Первого, Натальи Алексеевны. До 1773 года.
Портрет первой жены Павла Первого, Натальи Алексеевны. До 1773 года.

Итак, сперва под высокую прическу устанавливали каркас - в случае Лаврецкой это был войлочный колпак, который покрывали волосами. Чтобы волосы держали форму, их смазывали жиром, а фиксировала жир пудра. Пудру изготавливали из крахмала - она могла быть белой, а могла быть и цветной за счет добавления красителей. В моде была и розовая, и желтая, но можно было пользоваться менее заметной серой пудрой.

Потом всё это богатство фиксировали шпильками - которые Лаврецкая зовёт железными булавками. Но в чем она права - отмыться и правда было не просто. Особенно потому, что частое мытьё головы считалось вредным. Мыли щётки, а не волосы.

Самые высокие прически пришлись на 1770е годы: в 1780-х форма стала более округлой, масса волос взбивалась и убиралась не вверх, а назад и в стороны.
Самые высокие прически пришлись на 1770е годы: в 1780-х форма стала более округлой, масса волос взбивалась и убиралась не вверх, а назад и в стороны.

Всё сказанное выше относится к волосам. К родным-любимым волосам живого человека. Нет, парики были - особенно, у мужчин. Но дамы чаще всего убирали свои собственные волосы.

А вот когда своих не хватало (у Лаврецкой, видимо, их было довольно, раз она не упоминает о следующей пытке), добавляли чужих.

Прическа 18 века. Сборно-разборная модель. Присмотритесь, и вы найдете на готовой головке отдельные части из приведенного слева конструктора.
Прическа 18 века. Сборно-разборная модель. Присмотритесь, и вы найдете на готовой головке отдельные части из приведенного слева конструктора.

Роман "Дворянское гнездо" написан в 1859 году, и описывает события лета 1842 года. Если бы нас попросили так просто вычислить годы молодости бабушки героя, мы бы точно не справились бы без этого шлыка. Ведь высокие парики пришли в моду, а потом из неё вышли. Судя по портретам императриц, Екатерина еще не носила очень высоких прическок; первая жена Павла носила их не всегда, а вот вторая запечатлена с ними как раз в первые годы супружества. Потом, судя по ее портретам, мода на них прошла. Итак, шлык помог нам найти ответ. Хорошо, что нас никто не спрашивает о таких тонкостях: носила ли бабушка парик, высокую или широкую прическу - ну какое это имеет отношение к Лаврецкому? Но, согласитесь, прияяятно знать, что никто не думает, а мы точно знааааааем!

Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", я больше не буду писать про шлык :-) А лайки мне просто нравятся.