Сжатый дайджест того, что происходило с мировым кинематографом в 80-е годы прошлого столетия: сжато, кратко и по делу. Только главные тенденции и события.
Америка
- Голливуд. После финансового провала "Врат рая" Майкла Чимино эпоха Нового Голливуда официально закончилась. Вместе с Рейганом началась реставрация звёздной системы и так называемого хай-концепт кино (когда краткое содержание фильма можно пересказать в одном-двух предложениях). Появились новые звезды (Том Круз, Эдди Мерфи, Мэл Гибсон, Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер). Наибольшей популярностью в 80-е пользовались следующие жанры: слэшер, фэнтези, боевик по типу "Армии одного бойца", молодежная комедия, яппи в опасности. В середине десятилетия актуализировался неонуар, из которого выделился эротический триллер Стивен Спилберг и Джордж Лукас, благодаря которым в конце 70-х появилось понятие "летнего блокбастера", создали целый класс крупнобюджетных фильмов ориентированных на семейную аудиторию (Индиана Джонс, Балбесы, Назад в Будущее). Фантастика и фильмы ужасов перешли из категории "Б" в категорию "А+". Их съемками стали заниматься лучшие кадры индустрии. Начался настоящий бум сиквелов, когда к каждому успешному проекту стало полагаться минимум одно продолжение. Профессии мастера по спецэффектам и каскадера стали одними из самых уважаемых в индустрии.
- Независимое кино. Первые признаки жизни подает американское независимое кино. Его расцвет случится в 90-е, но братья Коэны, Алекс Кокс, Джон Джост уже в 80-е показали, что можно снимать альтернативное Голливуду. В Нью-Йорке действует движение No Wave Cinema, из которого вышел Джим Джармуш, а в Лос-Анджелесе на рубеже 70-х и 80-х появляется черное независимое кино под эгидой движения L.A. Rebellion.
Европа
Европейское кино чувствует себя в целом не лучшим образом. Экономический кризис конца 70-х - начала 80-х серьёзно подкосил национальные кинематографии. Многие европейские режиссеры переезжают в Голливуд или на худой конец во Францию.
- Испания. Испанское кино начинает постепенно приходить в себя после кончины генералиссимуса. Появляются Педро Альмадовар и Хосе Луис Герин, которые подготовили почву для испанского кинобума 90-х.
- Италия. Итальянское кино в 80-е практически умерло, работая не на создании новых трендов, как в 70-е, а исключительно на выживание. Как и в любые трудные времена ставка делалась на съёмки комедий.
- Дания. Неожиданно на кинокарту мира вернулась Дания, благодаря молодому режиссеру Ларсу фон Триеру.
- Британия. Британское кино 80-х небогато на хорошие жанровые фильмы, однако именно тогда в кино приходят такие арт-режиссеры, как Питер Гринуэй и Теренс Дэвис, свои главные фильмы снимает Дерек Джармен, а ближе к концу десятилетия Майк Ли возвращается с телевидения в Большое кино.
- Германия. В ФРГ и в ГДР наблюдается существенный спад кинопроизводства в сравнении с 70-ми. Новое немецкое кино сходит постепенно на нет: Фассбиндер умирает в 82-м, а Херцогу и Вендерсу становятся более интересны Северная и Южная Америки, чем родная Германия.
- СССР. Советское кино находится в кризисе. Качество, снимаемых для массового зрителя фильмов снижается. В арт-кино приходят Сокуров и Лопушанский, появляется перестроечное кино, в котором преобладает эстетика декаданса. В самом конце десятилетия появляется кооперативное кино. Из небольших, но ярких кинодвижений эпохи можно вспомнить питерский некрореализм Евгения Юфита и компании.
- Франция. Единственная кинодержава Старого Света, сравнительно успешно конкурирующая с Голливудом. Происходит больший уклон в коммерческое кино, снимаются прежде всего комедии, но и на арт-фронте случается немало интересного: в первую очередь, появляется движение Cinéma du look . Появляются интересные арт-режиссеры: Оливье Ассайас, Жан-Клод Бриссо, Жан-Клод Бьетт.
Азия и Океания
- Новая Зеландия. В середине 80-х своя небольшая, но интересная кинематография появляется и в Новой Зеландии.
- Япония. Кинематограф Страны Восходящего Солнца находится не в лучшей форме, даже в сравнении с предыдущим десятилетием, зато расцветает аниме, которое к концу десятилетия превращается в отдельную мощную индустрию.
- Китай. В КНР появляется собственная новая волна, связанная с приходом в кино режиссеров "пятого поколения", в первую очередь Чжана Имоу и Чэня Кайге.
- Тайвань. В другом Китае тоже случается своя Новая Волна, флагманы которой Хоу Сяосянь и Эдвард Янг создают собственный уникальный киноязык.
- Гонконг. Абсолютный триумф на всех фронтах жанрового кино. Именно в 80-е расцветают жанры кунг-фу комедии, героического кровопролития, а Гонконгская Новая Волна создает несколько звёзд-режиссеров. И это не говоря о менее заметных жанрах.