Найти тему

Создание статьи от идеи до публикаци

Вводный пост из серии «Создание статьи для бизнеса»

Создание статьи — поэтапный, увлекательный и часто длительный процесс.

Статья для бизнеса не пишется в один присест в состоянии потока. В зависимости от темы и разных факторов процесс может занять от 2-3 дней до месяца.

В этой публикации я кратко опишу базовый процесс по шагам. Далее в отдельных постах подробно распишу каждый из пунктов.

1. РОЖДЕНИЕ ИДЕИ

Хорошая идея для статьи редко приходит случайно и внезапно. Обычно её нужно добывать и дорабатывать, чтобы сделать интересный и полезный материал для аудитории с выгодой для бизнеса.

Без правильной идеи хорошая статья не получится. А писать ради галочки в контент-плане — пустая трата времени, денег и внимания.

Поэтому сначала идея, затем цели и остальное.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Когда есть хорошая идея, нужно определить цели, которые будет выполнять статья. Их должно быть минимум две:

Внешняя — польза для аудитории.

Внутренняя — выгода для бизнеса.

Когда цели не расставлены, статью писать нельзя, даже если идея хорошая.

Когда цель поставить сложно, нужно внести изменения. Например, изменить формат подачи или дополнить саму идею.

Чтобы не отказываться от хорошей идеи, можно скорректировать её так, чтобы появилась возможность подставить внешнюю и внутреннюю цели.

3. СБОР ИНФОРМАЦИИ

Когда есть идея и цели, легко увидеть, какая именно информация нужна для статьи, а какая точно не подойдёт.

Информации должно быть достаточно, чтобы статья ответила на все вопросы читателя и не спровоцировала новые.

Часто на сбор информации уходит больше времени, чем на работу с текстом. Так устроены процессы. Это нормально.

4. СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ СТАТЬИ

Когда информации достаточно, в голове складывается картинка, как и где в статье размещать конкретный кусок контента. И как статья будет выглядеть в целом.

Это виденье перекладывается в документ в виде структуры. Её нужно создавать для каждой статьи, которая будет опубликована в блоге компании.

Личный блог — немного другое. Там о некоторых вещах можно писать в состоянии потока, если это интересно читать.

Бизнес — математика. Тут нужна последовательность и структура. С предварительной структурой писать легче, а результат лучше.

5. ПОДБОР И СОЗДАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

В любой статье есть что показать. Если показать нечего — статья ни о чём. Лучше такую статью не писать. Читателю будет скучно и не полезно.

Почти все иллюстрации появляются на этапе сбора информации. Но иногда нужно приложить усилия, чтобы найти ещё что-то.

Когда готовых иллюстраций нет, их нужно создавать: график, инфографика, коллаж, комикс, схема, таблица. Для этого есть достаточно инструментов. Разобраться легко.

6. СОЗДАНИЕ ЧЕРНОВИКА

Черновик — самый лёгкий этап работы со статьёй. Нужно просто выложить весь текст по теме, который есть в голове. А его уже накопилось достаточно в процессе работы с идеей, информацией и структурой текста.

Его нужно просто выкинуть в документ, следуя структуре.

И нет никакого страха чистого листа. Нужно просто начать с того, что есть в голове. Потом можно почистить лишнее. На этом этапе главное — начать.

7. РЕДАКТУРА

Тут сложнее. Черновик можно написать за 30 минут или час. А вот на редактуру уходят часы и дни с перерывами на другие задачи.

Каждый работает по-своему. Кто-то одним махом делает три итерации и публикует статью. У меня так не получается.  

Я редактирую текст 2-3 раза и оставляю на ночь. С утра свежая голова помогает сделать его лучше, понятнее, легче.

Редактура — сложный, длительный и интересный процесс.

8. ПРЕДПОКАЗ

Для меня это обязательный этап.

Когда статья вроде готова, я показываю её кому-нибудь. Коллегам, друзьям, жене.

Задача — получить свежий взгляд.

В процессе работы со статьёй я привыкаю к тексту, заголовкам, формулировкам, картинкам и структуре. Поэтому глаз замыливается. Становится сложно замечать опечатки, ошибки, тавтологию, неверные формулировки.

Я не очень внимательный автор. Мне нравится писать и создавать, но за мной всегда нужно проверять. Поэтому я устраиваю предпоказ. Это помогает.

9. ПРОГОН ПО СЕРВИСАМ

Когда предпоказ живым людям завершён, я обращаюсь к роботам.

Проверяю ещё раз всё на ошибки, тавтологию, повторы, стилистику, стоп-слова, сложность конструкций. Упрощаю, сокращаю, причёсываю.

Практика показала, что за коллегами и друзьями тоже полезно перепроверять. Это норма. Все мы люди.

10. ПУБЛИКАЦИЯ

Теперь статью из документа нужно качественно перенести на сайт. Сложного нет, но есть нюансы.

Подготовить картинки, учесть требования поисковых систем, проверить вёрстку, что-то подверстать. После этого опубликовать, обнаружить ещё несколько косяков и поправить.

Опубликовано. Выдыхаем.

11. СТАРТОВОЕ БЕСПЛАТНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ

Когда статья опубликована, работа продолжается, потому что о ней пока никто не знает.

Нужно сделать анонсы для соцсетей, чтобы привлечь первых читателей. Желательно, чтобы для каждой соцсети был свой анонс.

Обложки статьи для соцсетей тоже должны быть интересными, выделяющимися в ленте. И ещё статья улетает в почтовой рассылке, если она есть.

Готово.

Это краткий обзор шагов, которые нужно сделать, чтобы статья увидела мир и ушла в массы. Процесс длительный и увлекательный. На каждом этапе свои нюансы. Об этом дальше.

В следующих постах расскажу подробнее о каждом шаге.

Ссылки опубликую в канале Телеграма. Подпишитесь.