Увлекательнее и интереснее занятия, чем оценивать человека нет. Тем интереснее, если этот человек - твой сотрудник, коллега, или подчиненный. Конечно-конечно, масса тестов есть для оценки профпригодности, психоэмоционального состояния и т.д. Психологи не зря едят свой хлеб, в том числе и в отделах кадров. Асессменты для руководителей разного уровня - все туда же, любой босс хочет знать и понимать, что делать со своими подчиненными дальше, в какую сторону идти.
Все это интересно до жути, и наверняка дорого. Для головных-центральных офисов, имею в виду.
А как оценивать тех, кто бок о бок с тобой сражается за довольного покупателя? Я, вот придумал собственную диаграмму, систему координат, как хотите назвать - для оценки собственного персонала в целом. Вот она - диаграмма. (Нет, правда, мне кажется что я такого раньше нигде не видел, может конечно и изобрел велосипед, но все-таки...)
На ней 2 оси - х и у. По оси у - отложена величина "польза". Для коллектива, разумеется. Польза либо есть, либо особо так не сильно заметна, либо есть вред. По оси х - величина "гонор". Но я назову гонор лучше - "жужжанием". И моментально поясню, что я называю жужжанием - это даже скорее брюзжание, которое отнимает время - мое, в частности. Ну, вот заболела одна из кассирш, которая, скажем, за молочный отдел отвечала.
Направляешь в молочный отдел ее коллегу из смены и, послушайте - слышите жужжание? Ага, оно: " почему я должна идти это не мой отдел посылайте кого-то еще я не обязана бла бла бла ко ко ко". Понимаете о чем я? Ведь в конце концов пойдет, но это будет мне стоить нервов, а кто-то из покупателей не дождется выложенного на полку свежего молока и т.д. И до кучи палки в колеса и качание прав также присутствуют.
А теперь к диаграмме: вот 4 четверти. 1, 2, 3 , 4. Рассмотрим каждую.
1 четверть. Относится к сотруднику, который не жужжит и приносит пользу. Комментарии тут излишни, это костяк магазина. Как правило, если 80% коллектива принадлежат этой категории-магазин хорош. Ответственность и скорость. В магазинах, где работают одни и те же люди на протяжении двух и более лет, не меняясь, доля таких сотрудников стремится к 100%
2 четверть. В этой области отношение к сотрудникам противоречивое. Их немного, но они есть. Приносят заметную пользу и жужжат. Причем жужжание это следствие того, что такие сотрудники прекрасно осознают свою ценность. Да, знают себе цену. Не сказать, что это плохое качество, но для коллектива это,конечно, не особо. Прима-балерина будет перетягивать периодически одеяло на себя в ущерб другим, умничать, пререкаться, затрудняя процесс управления магазином, но все же достойно выполняя свои обязанности. Причиной такому поведению может быть врожденная козлистость либо же действительно, человек перегорел и ему интереснее будет только расти, в противном случае он будет и дальше бухтеть и перейдет в категорию, описанную ниже. А почему противоречивые такие сотрудники? Потому что таких откровенно хочется разогнать из магазина - но дай им возможность карьерного роста - и многие показывают неплохие результаты.
3 четверть. Тут люди не работают и жужжат, мешая всем остальным. Вредят чуть ли не в открытую и огрызаются, формально выполняя свои обязанности. Чем меньше таких ребят в магазине, тем лучше. Если на путь исправления становятся, то крайне редко. Такими чаще всего становятся сотрудники из категории выше - первой, элементарно устав и не видя дальнейших перспектив, озлобившись, так сказать, либо же просто потому что. Даже и так бывает, да. Также такими могут стать товарищи из следующей в описании ниже категории-четвертой.
4 четверть. Здесь люди исполнительны, но толку от этого не очень. Открытого вреда нет, но процесс тормозится. Обычно это стажеры. И, в зависимости от влияния стажеры могут перейти в первую категории или же перейти в третью. Вот как-то так.
Красными стрелочками я на этой диаграмме также показываю социальные лифты, хе-хе (по собственным наблюдениям). Т.е. из первой категории человек легко может перейти во вторую, в третью категорию человек может перейти как из второй, так и из четвертой, из третьей, как правило люди уходят совсем, искать счастья где-то еще, а из второй обычно на повышение (но это неточно).
Такие дела. Пользуйтесь, если интересно, посмотрите, какое большинство рядом с вами, на основании этого знания прикидывайте, куда двигаемся дальше.
И вот еще вопросец: а каким коллективом вы предпочтете управлять? Из второй категории - талантливых, рукастых, быстрых, но с характером и малоуправляемых, либо же исполнительных и ответственных, но медленных, туго соображающих- из четвертой категории?
Мой однозначный ответ - четвертая четверть, потому, что с опытом навыки и ухватистость придет, а перевоспитать взрослых рок-звезд - невозможно.
Глядишь, эту мою статью включат в бизнес-учебники лет эдак через пятьдесят.
Подписывайтесь, делитесь, ставьте лайк (честно, считаю не самой плохой статьей именно эту)