Слово «триллер» часто воспринимается в значении «фильм ужасов» в русском языке. В перечислении жанров на афише они зачастую оказываются рядом через запятую. И все же это разные понятия.
Термин «триллер» употребляется по отношению к литературным произведениям с 1880-х годов. Название жанра происходит от английского слова «thrill», которое на русский язык можно перевести как «трепет», он нацелен вызвать у читателя или зрителя чувство тревожного ожидания, волнения или страха, сменяющееся восторгом, а острые ощущения проявляются на всех стадиях развития сюжета.
В англоязычной традиции под триллером понимается произведение, провоцирующее внезапный прилив эмоций, возбуждение, чувство тревоги. «Если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит, он не справляется со своей работой», — пишет Джеймс Паттерсон.
Как вид жанра, триллер развился из детективных произведений и характеризуется обратной схемой развития сюжета. По определению Росса Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке, от констатации факта зафиксированного преступления к тому моменту, когда оно было совершено; триллер же направлен в будущее время, вперёд, к катастрофе, а развитие сюжета и его концовка становится ясна только в процессе чтения, благодаря чему сохраняется интрига.
Триллеры отличаются следующими особенностями жанра. Действие постоянно находится между настоящим и будущим, сюжет стремится вперед к основному моменту истории, а невозможность предсказать дальнейший ход событий вызывает чувство тревожного ожидания у читателей. Финал произведения зависит от личностных качеств, знаний и умений главного героя. Художественное оформление соответствует определенной тематике, при этом часто используются элементы других жанров для создания нужного настроения и сохранения интриги.
Для произведений жанра триллер нет чётких границ, они не классифицируются в зависимости от времени и места действия описываемых событий. Элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров, как и в триллерах могут проявляться и элементы других жанров. По тематике триллеры разделяют на следующие поджанры.
Авиационные триллеры концентрируются на полетах и на противостоянии разума человека силе бури, или диверсиях, и постоянно на абсолютной гравитации. Комедийные триллеры идут против установки жанра, разворачивая сюжет ради смеха, даже на фоне серьезных событий.
Триллер-заговор – это поджанр с секретом. Неведомые силы плетут сети в жизни главного героя, если не всем мире. Обычно герой становится угрозой для заговорщиков и должен избежать их ответной реакции. Часто эти истории изображают заблуждения, вызванные конфиденциальностью, а также разлагающее влияние власти.
Триллеры-катастрофы обычно включают реакцию власть имущих на надвигающуюся угрозу. Зачастую некоторая промышленная беспечность предоставляет угрозу и стимул скрыть это. Политика предотвращения паники и тайны дают герою, часто репортеру, толчок для проведения исследования. Эко-триллер, как следует из названия, включают некоторые угрозы окружающей среде как природные, так и созданные руками человечества. Ущерб может быть локальный или даже общемировой.
Шпионские триллеры рассказывают о повседневной жизни шпионов или аналитиков, а мифический хаос создан неустанными агентами и теми, кто выступает против них. Действия в произведениях этого поджанра обычно разворачиваются в периоды международной напряженности, такие как Вторая мировая война, холодная война, а в последнее время война против исламского экстремизма.
Триллеры-исследования пользовались большей популярностью, когда преобладающая часть Земли была загадочной и неизведанной, задолго до появления программы Google Earth. Но даже сейчас путешествия героев по скалистым горам или вдоль рек в джунглях способны создать интригу.
Юридические триллеры разворачиваются внутри или возле здания суда. Часто адвокат берется за новое с виду типичное, ничем не примечательное дело, но вскоре на карте оказывается не одна жизнь. Те, кто пытаются обойти закон, в конечном счете вынуждены подчиниться ему.
За медицинские триллеры говорит само их название. В таких произведениях жизнь врача находится под угрозой, вероятно, потому что они помогли определенному пациенту, или неожиданно обостряется загадочная, обычно вымышленная, болезнь.
Триллеры о наемниках концентрируются на неоднозначных героях – «солдатах удачи».
Мистические триллеры привносят в сюжет потусторонний элемент, которыми переполнены произведения жанра ужасы, и отличаются от последних более сдержанной манерой. Зачастую герой и/или злодей, обладает некоторыми психическими способностями или, по крайней мере, так утверждает.
Политические триллеры являются популярным поджанром и часто отражают промахи единственного, по словам Марка Твена, исконно американского уголовного класса - Конгресса США. Главный герой, обычно низкого происхождения, привлекает к себе нежелательное внимание со стороны власти.
В психологических триллерах сюжет раскрывается медленно со все возрастающим сомнением и напряженностью вплоть до кульминационных событий. Религиозные триллеры взывают к духовному аспекту нашего сознания. В центре сюжета обычно находятся священный артефакт или историческая тайна, а хорошо известные или же секретные группировки борются за господство. Герой втягивается в события благодаря казалось бы невинному исследованию.
Романтический триллер – достаточно новый поджанр. Вместо любовной сюжетной линии в таких произведениях делается акцент на элементах триллера при помощи множественных поворотов истории и многочисленных мечущихся героев, выделяются сильные и вызывающие сострадание героини.
Триллеры-выживания сосредоточены на сильных представителях человечества. Бедствие обрушивается на конкретную группу людей, если не на всю планету, и выживание зависит от стойкости и мастерства героев.
Технотриллеры являются достаточно большой категорией и почти заслуживают полного статуса жанра. Эти произведения пересекаются с жанром научной фантастики, в них передовые технологии всегда играют ключевую роль в предпосылках и решении конфликтов.
Триллеры об охотниках за сокровищами обычно переплетаются с другими поджанрами. Независимо от мотивов главные герои этих произведений ищут потерянные сокровища большой ценности, например, спрятанное золото.
Жанр «триллер» глубже привычного представления и предоставляет выбор практически на любой вкус. Как верно заметил Дэйв Кер, это «непосредственность и сила воздействия, прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы». Приятного просмотра!