Для начала приведём парочку фрагментов из двух разных детских книг, и тогда предмет разговора сразу же приобретёт самые ясные очертания. Это будут два коротких эпизода из разных сказок. Ситуация в обоих случаях одна и та же: высокопоставленный отец выдаёт замуж свою дочь:
— Выбирай, дочка себе мужа, — сказал король.
Но принцессе никто не нравился. Король уже начал терять терпение, и принцесса решила его перехитрить:
— Отец, — сказала она, — я хочу, чтобы мои дети были здоровыми и сильными, и муж мой должен быть самым сильным человеком на земле.
— Ты права, доченька,— задумался король, — ты права.
И были устроены состязания.
(из сказки Братьев Гримм «Капризная принцесса»)
***
Фаум, схватив Гаммлу за волосы, швырнул ее к ногам победителя.
Он сказал:
— Вот. Гаммла твоя жена… Я отдаю ее тебе. Ты ее господин: она будет приносить дичь, которую ты убьешь на охоте, и жарить для тебя мясо. Если она ослушается тебя, ты убьешь ее.
(из сказки «Борьба за огонь» Рони-старшего Жозеф Анри)
Разница в том, как ведёт себя с дочерью отец во времена изобилия и во времена голода, холода, опасностей.
Дело в том, что в сказке братьев Гримм правит король, который на жизнь не жалуется. А вот Фаум, вождь племени времён палеолита, вместе со всем племенем испытывает голод, холод, страх перед дикой средой и перед молодыми амбициозными соплеменниками.
То есть когда человечество на ранних стадиях развития еще не решило продовольственную проблему и проблему безопасности, царил стопроцентный патриархат, ибо женщины (жёны, дочери, тёщи, сёстры) сами прокормиться, отстроиться и защитить себя не могли.
Жена, дочь или тёща в палеолит могла стать лишним бесполезным ртом и могла быть просто выставленной за дверь. Поэтому они выполняли все мужские распоряжения, делали жизнь мужчин максимально комфортной, служили мужьям, ибо очень боялись потерять.
Вожди племени просто не вмешивались в семейную жизнь охотников и воинов, и семья повторяла в основе своей такую же патриархальную структуру племени. После смерти мужа жена в то время могла быть убита и похоронена рядом, потому что племя не всегда хотело брать её на прокорм.
Шли века, и у людей не стало проблемы прокормиться. И зверей диких всех перебили, и огонь приручили так, что дымит из каждой трубы. Всё стало относительно хорошо. Но как раз в такие сытые времена начался гендерный перекос в сторону феминизма.
Потому что мир людей захвачен капиталом, где женщине тоже всегда есть хотя бы и дешевая, но работа. Тепло, еду и безопасность стало можно купить за заработанные деньги. В такой век, когда мужчины долго теряли и растеряли тестостерон, женщины получили все права, а затем и ещё больше прав, чем сильный пол.
К тому же вождь (государство) стало активно вмешиваться в дела семьи. Защитник и добытчик теперь может сесть в тюрьму не только за избиение, но и вообще за любое прикосновение к жене. Теперь не мужья, а жёны угрожают уходом и отъёмом у мужа по закону многих ресурсов.
С добытчиками и защитниками подло обходятся не только жёны, но и дети. Зачастую родители на поводу у детей. Государство точно так же не поддерживает и ослабляет родительство. Оно может спокойно за малейший подзатыльник лишить родительских прав и отнять ребёнка. В итоге у вожака не реализуется природный инстинкт доминирования, поэтому он из семьи или бежит, или вообще ее не создает.
Нет, я не хочу возвращения палеолита и других трудных времен. Но выдавать дочь замуж в каменном веке точно было проще. Она не спорила и просто выполняла волю родителей. И всё было хорошо. А ведь это хорошо, когда хорошо. Верно?