Найти тему
Vladimir Egorov

Язычество как традиционная религия осетин

Россия - страна многонациональная и поликонфессиональная, национальные республики входящие в ее состав имеют как общероссийскую идентичность и общность, так и свою региональную.

В процесах национальной и культурной идентичности всегда огромную роль играл религиозный фактор. Этноконфессиональный выбор - традиционное социологическое измерение и как идентификационная модель является допустимой, а главное часто принимается основной в современном дискурсе об идентичности.

Если ты русский, то значит православный. Если татарин, то мусульманин. Если бурят, то буддист и т.д.

А если ты из Северной Осетии-Алании, то кто ты?

Вопрос не праздный. Около 50% жителей этой республики относят себя к православию, а вот около 30% относят себя к язычникам, последователям религии предков.

http://krasotyrossii.ru/wp-content/uploads/2016/01/Свято-Успенский-монастырь-Северная-Осетия-фото.jpg
http://krasotyrossii.ru/wp-content/uploads/2016/01/Свято-Успенский-монастырь-Северная-Осетия-фото.jpg


И вот здесь возникает некая коллизия. Мы привыкли к тому, что есть общероссийская повестка дня связанная с религией и обществом, в которой проговариваются метавопросы имеющие общегосударственный характер. А есть актуальные вопросы и темы на региональном уровне связанные с религией и гражданским обществом в данном сообществе, который уже может иметь отличия от общегосударственной повестки.

Язычество vs православие.
Так можно охарактеризовать ту, ситуацию, что сейчас складывается в Республике Алания.


СМИ сообщают, (
Коммерсант от 29.07.2019), что православные Осетии подвергаются дискриминации от последователей древней языческой веры, которая сейчас в Республике Северная Осетия-Алания признана традиционной, а значит ставшую основной в этноконфессиональной идентичности алан.

https://en.guidesearcher.com/uploaded/offers/7/5/7539dfbb71774aedb029945f6ad1a23b-1920.jpg
https://en.guidesearcher.com/uploaded/offers/7/5/7539dfbb71774aedb029945f6ad1a23b-1920.jpg

Ситуация, когда на региональном уровне православие не является доминирующей количественно религией не уникальна. В России есть такие республики, где православие является не основной религией, но ситуация в Северной Осетии иная.

Дискриминация православия не касается институциональных ограничений - речь идет о том, что есть места в Алании, которые являются местами традиционного поклонения аланов-язычников и на региональном уровне вскоре могут официально стать признанными сакральными местами. Но эти же места являются и местами значимыми дял православия. К примеру, значимое дял алан-язычников святилище "Мады Майрам дзуар" в Куртатинском ущелье является местом связанным с иконой Божией Матери, подаренной аланам царицей Тамарой.

https://ic.pics.livejournal.com/ltraditionalist/62326150/1133905/1133905_original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/ltraditionalist/62326150/1133905/1133905_original.jpg


И это не единственное случай и место, когда религиозные интересы традиционной осетинской языческой религии и последователей православия пересекаются.

Эта ситуация означает, что языческая религия на региональном уровне является традиционной религией, а значит значимой в системе идентичности осетин. И уже невозможно в публичном пространстве пренебрежительно говорить об язычестве как о маргинальном явлении.

Подобная религиозная ситуация с возможно иным набором религий, которые на местном уровне считаются традиционными является данностью и в таких республик как Северная Осетия-Алания, Мари Эл, Тува, Калмыкия и др.

То есть, сейчас мы наблюдаем картину, когда региональная ситуация характеризуется наличием разных религий и где язычество, шаманизм, буддизм и др. являясь традиционными религиями начинают получать республиканскую поддержку, являются важным фактором в самоидентификации местного населения и способствуют региональной сплоченности создавая иные формы взаимоотношений религий, в которых православие не является главным игроком.

Лайк и подписка на канал приветствуются

Вступить в Центр визуальной антропологии и визуальных медиа

Из ранее опубликованного

Как шаманы России помогают в общей беде...

Религиозный активизм как форма протеста

Гражданская религия в России: ведьмы и неошаманы

Жертвенные животные в шаманизме. Обряд «Жэн тэнгэри яба»

Буддизм в России. Взгляд из Германии