В наше время поэтов, авторов и исполнителей авторской песни называют "бардами". А вот в Древней Ирландии это слово имело немного другое значение.
У всех арийских народов было одно священное число- три! Поэтому высшее сословие кельтских мудрецов состояло из трех сословий — друидов, филидов и бардов. Друиды были волшебниками, филиды — предсказателями, барды — священными певцами. И, кстати, сами барды делились на три разряда: высший, средний и низший.
Высшие барды имели право воспевать богов и их деяния.
Средний разряд бардов были поэты, воспевавшие героев на поле сражения.
Третьим, низшим, классом были придворные певцы, прославлявшие достоинства королей, их богатство и храбрость.
Высших бардов преследовали. В Британии их беспощадно уничтожали римляне. В Ирландии христианские священники изгнали их из городов в леса, где они постепенно вымерли.
Остались только певцы, прославлявшие подвиги героев, и придворные поэты. В Ирландии их любили и уважали. Эти барды также разделились на три класса.
Низшими среди них считались ученики, обучали опытные барды-мастера. Они дели на всех праздниках. И треть полученных денег надлежало отдавать учителю. Ученики могли покинуть своего наставника для того, чтобы избрать трудную долю странствующего музыканта. Обычно это происходило, когда юноша "заваливал" экзамен. Ему разрешали, как и прежде, носить с собой арфу, на голове — венок из веток березы. именно по этому признаку легко было отличить странствующего музыканта. На пропитание он зарабатывал пением на деревенских свадьбах.
Если же экзамен на зрелость был сдан успешно, то ученик становился придворным поэтом. В знак нового достоинства он всегда должен был носить с собой арфу и золотое кольцо, которое на палец ему надевала сама королева. И это еще не всё! Он получал полторы десятины земли, покои во дворце и лошадь из королевской конюшни. Личность его становилась неприкосновенной. Если какому-то человеку, неважно какого происхождения, вздумалось бы, оскорбить королевского барда, то он должен был уплатить в казну приличный штраф: 6 коров и 120 серебряных монет. За смерть барда налагался и вовсе фантастический штраф: 252 коровы и столько же монет — сумма по тем временам огромнейшая! Кроме уплаты штрафа, на убийцу налагалось вечное проклятие.
Сам же бард мог привлечь к королевскому суду любого преступника, и его обвинение не оспаривалось.
Обязанности придворного певца были оговорены специальным постановлением: "Бард да сохранит воспоминание обо всем достойном похвалы в отдельном лице, племени и современных ему происшествиях". Проще говоря, его главной обязанностью было — петь. Три песни королю или князю, три лирических песни вполголоса — королеве. Но его служба простому народу не ограничивалась ничем. Если простой крестьянин просил барда спеть, то закон повелевал тому петь "до изнеможения". Особую плату он получал за исполнение боевых гимнов во время сражения.
Раз в три года, на горе или каком-нибудь высоком холме, происходило соревнование бардов, которые съезжались со всех концов страны. (Можно сказать, что это было что-то типа наших бардовских фестивалей. Жаль что без последующих привилегий). Совет, состоявший из верховного правителя и глав кланов, определял победителя. Его опоясывали голубым шарфом, усаживали на золоченый стул и прилюдно объявляли главным бардом всей страны. Ему вручалась серебряная арфа, которая с древнейших времен является гербом Ирландии.
Таким образом придворный поэт входил в высшее сословие своего класса. Количество оказываемых ему почестей увеличивалось. Отныне за столом он сидел не рядом с королем, как раньше, а по правую руку от будущего короля — то есть наследника, чьим воспитанием он занимался. Это было высшее и самое почетное место. Было еще одно отличие его положения. По существующему обычаю, все угощения подносились королю и его подданным отдельными порциями, лишь верховный бард мог есть и пить сколько ему заблагорассудится.
По положению он был выше самого короля и более не являлся его подданным. Однако продолжал петь по его требованию: одну песню — во славу Божию, вторую — в честь всех королей своей державы, бывших, нынешних и будущих. То есть верховный бард жил как бы вне данного времени, а принадлежал Господу и вечной душе своей страны.
Ни один бард не смел петь раньше него, а если уж доводилось спеть, то он мог это делать только из соседней залы дворца.
Отчего же его ставили в столь исключительное положение?
Потому что это единственный человек, который должен был внушать соотечественникам, в том числе и королю, безграничную любовь к родине, ее истории, любовь к добродетелям. Он, согласно закону, должен был "знать наизусть все древние песнопения, сложенные в честь королей и именитых мужей, в особенности сочиненные главными бардами", своими предшественниками.
В истории остались имена некоторых главных бардов кельтов: Ойсина, Анёрена, Ливарха...Самый знаменитый из них — Талиесине, а самый последнем — Рафтери.