В конце прошлой неделе в мексиканском штате Табаско (родина президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, АМЛО) в действие вступил новый уголовный кодекс, реформу которого утвердил ранее местный конгресс. Согласно поправкам, которые иронично окрестили «законом дубинки», с 1 августа 2019 года выражать общественное недовольство единственной доступной населению формой – протестами, запрещено. Отныне это уголовно наказуемое действие, и наказание за него впечатляет: активисты могут сесть на 13 лет. Но не все так просто.
Объясняем по пунктам.
Что же такое «Закон дубинки» и в каких случаях он применяется?
Справедливости ради, сразу скажем, что такие драконовские меры правительство будет применять не ко всем протестам, а только к тем, которые препятствуют выполнению общественных работ, например, строительству важных объектов, вроде фабрики или аэропорта.
Такое предложение в качестве реформы существующего местного уголовного кодекса внес губернатор Табаско Адам Аугусто Лопес Эрнандес, который уточняет, что «санкции будут применены к тем, кто препятствует доступу персонала или установке оборудования в месте, предназначенном для выполнения работ».
Зачем его приняли?
В Мексике сейчас неспокойно. С приходом нового президента, который старается перезапустить падающую экономику с помощью мегапроектов (строительство нефтеперерабатывающего завода, в создание инфраструктуры в южных штатах, аэропорты и дороги) вполне ожидаемо начались протесты экологических активистов, правозащитников и члены индейских общин, которые живут на месте планируемой большой стройки.
Такие протесты даже весьма эффективно работали. Например, правительство отказалось (пока) от строительства аэропорта в результате недовольства общин, живущих в районе озера Тескоко (это район современного Мехико), которые справедливо считали, что стройка лишит их земель и природных ресурсов.
Сейчас протесты разгорелись в родном для АМЛО штате Табаско, где планируется реализовать энергетический мегапроект – нефтеперерабатывающий завод Dos Bocas. С мая рыбаки и экологи протестуют против его строительства из-за ущерба, которые будет нанесен окружающей среде. Однако проект уже утвердили и начали реализовывать, что только усилило протесты местного населения, которое еще надеется, что Dos Bocas можно будет отменить, как аэропорт в Мехико.
В дополнение к Табаско заполыхали центр страны (Штат Мехико, Estado de Mexico), куда перенесли строительство несчастного международного аэропорта Мехико, и Юкатан, где строится «Поезд Майя». Везде коренные жители яростно выступают против любого вмешательства администрации в уникальную природу Мексики, чью флору и фауну уничтожат такие мегастройки.
Поэтому принятие «Закона дубинки», по мнению, правительства, усмирит вечно недовольные индейские общины и обеспечит большой поток частных инвестиций, поднимет экономику, сократит нищету, маргинализацию и безработицу.
На кого влияет этот закон?
Определенно закон повлияет на коренные народы, которые компактно проживают в зонах, которые планируются под реализацию правительственных мегапроектов. Консультироваться с местными жителями государство не будет: это дорого, долго и зачастую не так эффективно как авторитарные меры.
Любой простой в работе – это потеря денег для частных компаний и для правительства. Поэтому те, кто создает социальный протест и препятствует строительству, будет наказан.
Что говорит федеральное правительство?
В федеральном правительстве нет единого мнения. Правительственная партия поддерживает «Закон Дубинки». Лидер партии власти MORENA Ейдколь Полевнский заявил, что «демонстрации священны, но закон должен избегать шантажа и саботажа». АМЛО, комментируя принятие закона, сказал, что он не направлен на подавление прав и свобод человека, а на соблюдение порядка.
Заместитель министра по правам человека Министерства внутренних дел Алехандро Энсинас, не согласился с коллегами, заявив, что нельзя ограничивать право на демонстрации и политическое выражение. Он добавил, что пересмотрит закон.
Как «Закон дубинки» повлияет на президента Мексики?
Забавно, но АМЛО, поддерживающий сейчас «Закон дубинки», сам неоднократно участвовал в масштабных демонстрациях и социальных протестах.
Например, в 1996 году он заблокировал несколько нефтяных скважин государственной компании Pemex в Табаско, чтобы потребовать компенсацию от для фермеров и рыбаков, пострадавших от деятельности Pemex. По его вине компания потеряла более 63 млн. песо.
В 2006 году, не согласный с результатами президентских выборов (АМЛО проиграл их Фелипе Кальдерону), нынешний президент заблокировал главные центральные улицы Мехико – Пасео де ла Реформа и Сокало. Результат протестов – потеря 203 млн. песо за каждый день «блокировки». Сами протесты длились несколько месяцев.
АМЛО пока еще – один из самых популярных президентов Латинской Америки, имеющий огромный кредит доверия со стороны населения. И криминализация социальных протестов, выступающих за сохранение экологии и против строек – плохой знак. Дав 100 обещаний своему народу и объявив «четвертую трансформацию», он просто решил, что договариваться и идти на компромисс - это уже лишнее. Президент – новый. Авторитарные методы – старые. Но, судя по всему, действенные.