Найти тему

Три вопроса «Мертвых душ»

Наши сограждане редко достигают единодушие по какому-либо вопросу. Но творчество Гоголя и его нетленки «Мертвые души»- книги о номинальных людях, практически всех оставляет восторженными. Кто-то объективно видит в этом гениальность, а кто-то интуитивно чувствует необыкновенное явление. И о трёх главных вопросах произведения мы сегодня и поговорим: в чем смысл аферы Чичикова? Почему это поэма? и, если пятёрка по литературе в школе была не случайная, то зачем Гоголь сжёг второй том?

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Сюжет, наверняка, помнят все: какой-то малоизвестный Чичиков посещает частные имения и просит продать ему «души» крестьян. Каждый из представленных помещиков представляет собой определенный тип:

Манилов - приятный, но ленивый мужчина, которому мало что надо. 

Коробочка - глуповатая и подозрительная старушка, мимо которой муха бесплатно не пролетит.

Ноздрев - бойкий и веселый мужчина, у которого в приоритете только праздники.

Собакевич - грубый и прямолинейный мужчина.

Плюшкин - самый богатый помещик, но жадный. Копит ради процесса.

В чем же смысл «торгов» Чичикова?

В 19 веке перепись крестьян проходила редко. И между двумя переписями, если кто-то умер, на бумаге это не отражалась. Помещики всё также платили налог. Понятно, что эти «мертвые души» были в убыток ровно до следующей переклички. Чичиков же, появившись в городе, эти душы покупал, т.е. на бумаге становился весьма зажиточным помещиком. Затем, под залог этих крестьян он берет большую сумму денег и хочет купить уже настоящее имение. Когда же придётся расплачиваться с кредиторами - выяснится, что крестьяне умерли (за точными датами никто не следил). Так, из ничего Чичиков становился бы богатым.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Когда Гоголь написал своё произведение, он, вряд ли, рассчитывал что его будут проходить в школе. Поэтому назвал «Мертвые души» поэмой. Это обыкновенный расчёт на образованного читателя, который понимает что в центре поэмы - характеры и «двоемирие», а в романе - сюжет (хотя понятие жанра, в принципе, размыто и сам Толстой свою «Войну и мир» хотел назвать повестью). 

Гоголь был прав, называя свою книгу поэмой: то, что присуще поэме, в его книге преобладает. Человек в «Мертвых душах» принадлежит в двум мирам <…>
Живут-поживают гоголевские герои; и Гоголь, один только он знает о своих героях то, чего не знают они о себе, и видит в них то, что не видно им.
В.Н. Турбин

Гоголь настолько хороший писатель, что все его творчество представляет собой особую идею: если представить все одним текстом, то можно заметить, что все герои попадают в ад, потом проходят чистилище и преображаются.

Во втором томе, все 5 образов помещиков должны были исправиться, стать лучше. 

И сейчас никто не удивится почему скряга, простоватый мужик, хамло, подозрительная баба и вечно молодой и пьяный до сих пор «элита» страны. Преобразить это невозможно. И как показал второй том, даже в теории.

P.s. Часто любят отмечать тот факт, что идею книги Гоголю подарил Пушкин. Но у Гоголя все сюжеты «подарены». Письма к своём друзьям он начинал «Умоляю, дайте сюжет» или заканчивал «.... вот такие мои дела, а с вас сюжет».