Найти тему
Новости Арска

Жертвенный обед в Суслонгере

Жертвенный обед в Суслонгере

По инициативе военного комиссара района Алмаза Бурганова был установлен памятный камень на месте перезахоронения солдат, умерших в Суслонгерском военном учебном лагере. Организуются ежегодные поездки и возложение цветов к нему. 27 июля текущего года при материальной поддержке главы района Ильшата Нуриева там провели жертвенный обед. Мероприятие организовали работники военного комиссариата, районного управления культуры, религиозные деятели под руководством мухтасиба района Эмира хазрета Миннемуллина.

В семь утра в двух автобусах и легковых автомобилях от военного комиссариата отправились в путь. Как только сели в автобус, познакомился с уроженкой деревни Кубян Атнинского района Мадиной Файзуллиной. Зимы она проводит в Нижних Метесках в семье внука. 82-летняя Мадина апа вместе со своими детьми и родными едет в Суслонгер, чтобы пройтись по следам своего отца Кави Батталова, увидеть место его кончины. Несмотря на плохое здоровье, его призвали на войну, и он оказался в Суслонгерском военном учебном лагере. Мать Фатима, услышав о трудностях жизни в лагере, трижды ходила его навестить, однако им не разрешили видеться. Все продукты питания, которыми сумела запастись за счет строгой экономии в семье, чтобы отнести мужу, она отдавала солдатам, страдающим от голода. «Обессиленные солдаты просили мать обменять продукты на ложку или кружку. Увидев, в каком они состоянии, мама отдала продукты просто так. Она со слезами рассказывала, как было больно и горько возвращаться, не увидев отца, не поговорив с ним, ведь сколько километров преодолевала пешком. Парень из соседней деревни, который был в лагере вместе с отцом, рассказал маме о его смерти. Летом они таскали на себе бревна. Отец выбился из сил, и бревно упало на землю. Тогда командир стволом винтовки избил его. Через несколько дней страданий он скончался. Мама снова отправилась туда, вернулась с его одеждой. В кармане хранилась молитва, которую она положила, провожая его на войну. Мне так хотелось увидеть то злосчастное место, большое спасибо организаторам», – со слезами рассказывала она.

В числе участников поездки были не только арчане, но и люди из Атнинского, Кукморского, Высокогорского, Тюлячинского районов, Казани и даже Альметьевска. Лагерь был организован с целью обучения представителей разных национальностей русскому языку и секретам военного дела, однако новобранцы были заняты рубкой леса, которого таскали на себе и загружали в вагоны. Лишь малая часть дождалась отправки на фронт, и избавление от этого ада они считали за счастье.

Наша первая остановка была на Суслонгерском кладбище. Эмир хазрет прочитал молитву за упокой душ усопших, многие поделились воспоминаниями о своих близких, находившихся здесь. Потом отправились в лес, где был расположен лагерь. Мы увидели территорию бывшего военного учебного лагеря, занимавшего 8 квадратных километров. Ямы на местах бывших землянок, в которых жили, остатки старых печей – все осмотрели. Жили в невыносимых условиях, голодали, им не давали ни продукты, ни одежду, принесенные родственниками, мучили тяжелым трудом. Обо всем этом мы узнали из слов старожилов. Вот что рассказал Зиннат Ахмадуллин, который родился и вырос в Суслонгере. «Помню, в лес шла узкоколейка, по ней из леса выходили поезда, груженные бревнами. Умерших офицеров хоронили торжественно, под похоронным маршем. А тела простых солдат везли на тележке и хоронили на этом кладбище. Теперь, когда приехали вы, их души, наверное, радуются. Помню, как в 1943 году в лагерь приезжал Ворошилов. Рассказывали, что после этого жизнь новобранцев изменилась в лучшую сторону. Некоторых руководителей лагеря приговорили к смертной Казни».

Среди участников мероприятия также были новокинерцы – Нурсия апа, чей отец прошел здесь учения и ушел на фронт, учительница Раиля Биктова, чей дед перед отправкой на фронт прошел через Суслонгерский лагерь, директор Новокинерской школы Агзам Гайфуллин. И дед Агзама перед уходом на фронт испытал на себе нечеловеческие отношения со стороны руководства лагеря. После лагеря был отправлен в действующую армию, погиб в Смоленской области. С целью продолжить поисковые работы приехали учащийся 10 класса Новокинерской школы Ильмир Хакимов и его учительница Ильмира Ахметова. Ильмир Хакимов вел поисковые работы по Суслонгерскому лагерю, написал научный труд, выступал на различных конференциях.

Участники мероприятия совершили полуденный намаз на берегу озера Серебряное, через микрофон, чтобы были услышаны усопшими, прочитали суры из Корана, помолились. Все отведали угощения и плова из мяса жертвенного животного. В Суслонгер приехал и заведующий музеем-мемориалом ВОВ 1941–1945 гг. в Казанском Кремле Михаил Черепанов. Он ознакомил со списком солдат, умерших в Суслонгерском лагере, отметил, что список неполный, что поисковые работы продолжаются. Михаил Черепанов дал высокую оценку книге Анаса Закирова из Качелино про Суслонгер.

Не остались равнодушными и отдыхающие у озера. Прервав игру, и они внимательно слушали все, что здесь рассказывалось.

Заведующая краеведческим музеем при Суслонгерской школе, учитель математики Галина Лихачева рассказала об истории открытия лагеря, о тяжелой жизни новобранцев. Данная тема стала открытой лишь с 2010 года, работа по изучению продолжается. Она ответила на множество наших вопросов, отметила, что если объединятся все районы, то можно будет уточнить полный список татарстанцев, прошедших через лагерь. По дороге домой наши мысли были о том, как донести увиденное до молодого поколения и как, пока живы родственники, собрать материалы, связанные с Суслонгером.

Шафигулла ГАРИПОВ,

заместитель директора историко-этнографического музея «Казан арты»