После разгрома королевства вестготов армией Тарика ибн Зийада, военачальника халифа ал-Валида, правителя Арабского халифата (1), и завоевания большей части Пиренейского полуострова в течении 711-712 годов, в городе Хихон в Астурии был поставлен наместником соратник Тарика ибн Зийада, эмир Муннус.
Спасаясь от арабов, бывший меченосец королей вестготов Витицы (2) и Родерика (3), знатный гот Пелайо, вместе со своей сестрой прибыл в город Хихон.
Муннус, узрев красоту сестры Пелайо, взял того к себе на службу и отправил его по делам в Кордову. Пока он ездил в Кордову, Муннус женился на сестре последнего.
Когда Пелайо возвратился в Хихон и узнал о свадьбе, он был возмущен действиями Муннуса и, выкрав сестру, укрылся с ней в селение Бреке (вар.: Брес).
Муннус, обозленный из-за потери жены, послал сообщение Тарику, что Пелайо якобы восстал против мусульман в защиту христианской церкви. Тарик потребовал немедленно схватить Пелайо и доставить его ему на расправу (шел 713-й год).
Один из друзей Пелайо, который еще оставался в окружении Муннуса, сообщил ему о приказе Тарика.
Когда отряд арабской конницы, посланной Муннусом, окружил селение Берке (Брес) и Пелайо увидел, что отбиться не удастся - арабов и берберов было слишком много, он в одиночку прорвался к реке Пилония и переплыл ее. Так как река в это время широко разлилась, мусульмане не рискнули преследовать Пелайо, хотя и захватили всех остальных.
Прибыв в горную долину Кангас в Астурии, Пелайо призвал местных жителей защитить себя и христианскую церковь от захватчиков и иноверцев. В короткое время ему удалось собрать армию из местных жителей, которые провозгласили Пелайо своим главой.
Когда весть о событиях в Астурии достигли Кордовы, где находился Тарик, Тарик послал армию аль-Хакама разгромить мятежников. С армией был отправлен епископ Севильи Оппо, которому поставили задачу уговорить людей Пелайо сдаться добровольно и выдать арабам своего предводителя.
Армия ал-Хакама вступила в Астурию. Пелайо со своими отрядами укрепился на горе Аусеб (вар.: Аусев), изобиловавшей пещерами.
Когда ал-Хакам достиг горы, он послал епископа Оппу на переговоры с Пелайо. Епископ Севильи начал уговаривать Пелайо и его сторонников сдаться и признать власть мусульман. Ему ответили отказом. Тогда епископ спустился к ал-Хакаму и сказал ему:
Сражайтесь! Вы не достигнете мира с ними, кроме как с помощью меча!
(Христианский епископ, который посылает мусульман убивать христиан, поднявшихся на защиту своей христианской веры; вопрос к тем, кто его назначил епископом: вы куда смотрели, что, опять взятку приняли? – Авт.).
Аль-Хакам послал пращников, лучников и метателей копий забрасывать метательным оружием пещеры, в которых укрывались готы. Пелайо, который послал в тыл атакующей арабской армии отряд, некоторое время отражал атаки, скатывая сверху на арабов и берберов камни и возвращая им их же стрелы и копья, а затем атаковал сверху мусульманских воинов, что во главе с ал-Хакамом взобрались на середину горы.
Ал-Хакам был убит одним из первых.
После его гибели арабы и берберы обратились в бегство. Внизу их перехватили воины Пелайо, посланные мусульманам в тыл. Началась резня.
Две трети армии ал-Хакамы полегли на склонах горы Аусеб. Одна треть прорвалась к перевалу в Льебане на берегу реки Дева. И здесь то ли обрушилась часть перевала из-за массы бегущих воинов, то ли произошло землетрясение, но остатки армии ал-Хакамы были сброшены в реку и погибли в ней.
Епископ Оппо угодил в плен. Источники умалчивают, как поступили с ним Пелайо и его воины.
Армия ал-Хакама пала вся. Окрыленные победой, астурийцы провозгласили Пелайо своим королем.
В сведениях о том, сколько пало в этой битве воинов ал-Хакамы, источники очень сильно разнятся. Один из арабских авторов, явно занижая цифру, считает, что арабов было всего 800 человек, а готов – 300. Другой, христианский источник, явно завышая цифру, насчитал в армии ал-Хакамы 187.000 человек. Вероятно, ближе к истине источник, который определяет численность армии ал-Хакамы в 20.000.
Так или иначе – это победа вдохнула в астурийцев уверенность и мужество для дальнейшей борьбы с захватчиками.
Когда Муннус узнал о гибели армии ал-Хакамы, он собрал свои сокровища, и бежал из Хихона в Кордову. Но в деревне Олалия (вар.: Ольялис) был перехвачен отрядом астурийцев и убит вместе со всеми своими людьми.
18 лет еще правил Пелайо и одержал множество побед над войсками халифа, отражая один их поход за другим, и понемногу отвоевывая у врага территории бывшего королевства вестготов.
В предвидении комментариев по поводу этнической принадлежности графа Пелайо и его сподвижников, сразу подчеркну – коктейль из племен и народов на территории Астурии (вестготы, свебы, аланы, потомки древнего населения Иберии, вандалы и т.п.) осознали себя астурийцами, но к испанцам до сих пор себя не причисляют.
Хотелось бы обратить внимание и ещё на одну важную вещь. Этническая консолидация в стабильные, известные сегодня группы народов зачастую происходила по аналогии с производством булатной стали в борьбе с внешними и внутренними угрозами на грани выживания.
В заключение, поясняя название статьи, добавлю. История – большая шутница и затейница.
Что такое повод к историческому событию?
Какая-то мелочь, на первый взгляд. Подумаешь, женщину обидели. Их во все века обижали и притесняли. А что вышло?
В связанной публикации события завоевания арабами полуострова также начинается с женщины. В этой статье с женщины начинается Реконкиста. Завершение Реконкисты и изгнание арабов с полуострова тоже связано с женщиной.
Об этом в следующих публикациях.
-----------------------------------------------------------------------------------------------Источники: ал-Маккари, Хименес де Рада; Хроника Альфонса III
1. правил в 705-715 гг.
2. правил в 697-710 гг.
3. правил в 710-711 гг.
Смотри также: Как и почему арабы захватили Испанию
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua