Найти тему
Киноведьма

Феминизм и антикультура советского кино

Есть мало фильмов, которые могу пересматривать, наизусть зная сюжет, но не теряя остроты первых впечатлений. И "Табор уходит в небо" Эмиля Лотяну один их них. Эта картина завораживает буквально всем - красивейшими горными пейзажами, ярчайшим актерским составом (один Буча с его "Рожей не вышел для дел благородных!" чего стоит), гениальной музыкой Евгения Доги. Вот она, по-моему, вообще существует в фильме как отдельно взятый персонаж

Но!

Советское кино - а фильм как-никак 1976 г. - в общей массе своей отличались высокоморальностью с небольшими отступлениями. А так - зло - нормальное такое понятное зло, чаще всего наказывается, добро - тоже вполне адекватное, награждается. Нравственные ценности выделены четко и ясно.

А здесь что?

Реверанс в сторону пролетарского писателя Горького, по чьей повести "Макар Чудра" и снят фильм, сломал всю систему координат.

Кто такой главный герой Лойко Зобар (Григоре Григореу)? Да конокрад же. Простите, вор чистой воды. Бабник, "играл с девками как кречет с утками", нимало не заботясь об их дальнейшей судьбе. Но в сценах с воровством коней, погоней офицеров, в сцене казни наконец, кто сочувствует представителям власти, поднимите руку? Бургомистр и его свита изображены просто омерзительно - черствые бюрократы без капли романтики. Зато красавец цыган каждый раз вызывает напряженное биение сердца, особенно у женской половины зрителей, и облегченный вздох при очередном спасении.

-2

Лойко при всей его грешности настолько лих и безудержен, настолько противопоставлен своей дикой свободой всей скучнейшей рутине провинциального городка, что затрагивает самые запрятанные струнки всех жителей провинциальных городков СССР, да и современной России. Или где-то в Урюпинске жизнь веселее, а мэр краше и порядочнее Лойко?))

А Рада - господи, как же хороша была в фильме Светлана Тома!! Как горят у нее глаза, как заразительно она хохочет, как играет с влюбленными в нее мужчинами, среди которых каждый первый. Сколько зависти и досады всегда вызывают в скромных обывательницах такие дамы!

-3

Поведение Рады ни разу не вписывалось в нормы тогдашней цыганской жизни (как ни крути, а так нагло флиртовать со своими цыганки не могли, да и замуж выходить им полагалось девственницами). Да и не вписывалось оно в советское представление о семейных ценностях. Мамам и бабушкам полагалось вовремя выходить замуж и укреплять "ячейку социалистического общества", а не выставлять напоказ свое "я" и не гоняться за свободой, насмехаясь над мужчиной.

-4

"А волю я люблю больше тебя, Зобар" - да это же гимн современного феминизма, орущего на всех углах, что жить надо для себя и только для себя. Может, и это, несмотря на трагическое завершение такой позиции, сеяло смутные сомнения в умах порядочных советских матрон?

В общем, что ни говори, но культура, то есть то, что советские люди привыкли считать хорошим и правильным, и антикультура, то есть все преступное и запретное, в фильме поменялись местами. Может, этим резким и не до конца осознанным расширением границ дозволенного фильм и полюбился зрителям?

Рада любым комментариям, даже если ругательным)

Подписывайтесь на мой канал, поспорим о любимых фильмах!

Святые или идиоты? Положительные герои современного русского кино