.
Романтик ли, Людвиг Ван Бетховен по своему мироощущению в музыке ?...Это вопрос сложный, и тонкий, хотя, с точки зрения музыковедения, Бетховен чистый классицист, а не романтик. Правда, если взять позднего Бетховена, по средствам и техническим приемам он, уже, фактически Романтик, однако по содержанию - классик, (свои переживания Бетховен не субъективировал, следуя строгим объективным канонам классицизма), и вообще очень многие находят, что Бетховен, даже поздний, ближе к барочнику Баху, чем Романтизму. С другой стороны, романтик Шуберт возник на Бетховене. А если взять самую романтичную пьесу Бетховена "к Элизе", это уже чистый Шуберт (по народности и лиризму.) Как кто-то заметил о Бетховене, Бетховен одной ногой был в Классицизме, а другой - в Романтизме. Например, в квартете ор 59 (третья часть) Бетховен практически близок к Романтизму, да и в сонате №17 Буря, Бетховен уже Романтик, и в лунной сонате, и в ряде других отдельных произведений. Но Бетховен, довольно, строг по форме, (даже там, где он своеобразен по средствам), то есть и будучи Романтиком, Бетховен, конечно, оставался верным Классицизму. Романтизм возник ,уже, сразу после Бетховена. А музыка Бетховен все -таки, скорее выражала "предромантический" Классицизм, являясь в этом смысле, явлением переходным.
Однако, у Бетховена в ряде произведений можно найти черты даже поздних (а не ранних) Романтиков. И все таки Бетховен - не чистый Романтик.Природа Бетховена - природа титана, (в отличие скажем, от Вагнера, который титаном не был, будучи скорее пророком.) А Романтик не может быть титаном. Ангелом, или Эльфом, да, как и героем. Но не титаном. Даже если взять грандиозную по замаху Missa solemnis Бетховена, романтиков и вправду напоминает, но больно уж для романтизма вещь титаническая. Даже Христос скорее похож у Бетховена на Прометея. Бетховен близок к Гегелю и Марксу, (не только по духу своего мировоззрения, но и по музыкальной диалектике, в смысле развития формы и содержания), но не к Шеллингу. Вагнер, например, по мощи не уступает Бетховену, но Вагнер ,уже, чистый Романтик (хотя и поздний, и окрашенный Декадансом), у него можно встретить по силе не менее мощные хоры. Но они не титаничны. Они скорее, мифологично , (и, сагово), народны.
То есть, в чем состоит разница между природой Бетховена и Вагнера?
Природа Бетховена, скорее, титанична, чем сверхчеловечна, (в смысле Ницще, близкого друга Вагнера), а природа Вагнера, скорее, сверхчеловечна, или, даже, англелично-сверхчеловечна. Бетховен тяжеловат, в своей поступи титана, а Вагнер даже в хоре из Тангейзера , в зашкаливающей по сверхчеловечной его силе, легок, эфирен, и воздушен. Народные массы Бетховена, ближе к революции Маркса, а народные массы Вагнера, как ни странно, к народности стихийно-национальной, (если, конечно, рассматривать какие-то положительные проявления народной жизни немцев, не имея в виду преступность Третьего Рейха, и Гитлера ), хотя, обоих композиторов роднит сила, и зашкаливающий напор.
По напору и силе, Вагнер порой превосходит Бетховена.
Впрочем, справедливости ради, следует отметить что без Бетховена не возник бы Романтизм в музыке. Да, в ком только, нет Бетховена? Шуман? Он почти наполовину состоит из Бетховена. Тоже самое можно отнести и к Листу, и к Брамсу, к Шуберту, к Вагнеру.Что, все-таки, можно, еще сказать по поводу взаимоотношения Бетховена и Романтизма? Был ли Бетховен Романтиком? Скорее, нет. Бетховен, если так, выразиться, самый первый свободный художник в среде музыкантов (вспомним, что и Гайдн, Бах, и Гендель были придворными музыкантами , а Бетховен первый, кто им, не был.) Отсюда его мятежность, и протест, за который его так и любили немецкие, и даже, русские романтики.
Однако, протест Бетховена - протест классический.
Это протест связанный с чаяниями прогресса, французской революции в конце концов, отчасти, Просвещения. Это композитор, если не выразивший философию Гегеля, то близкий именно к нему, и Марксу. С другой стороны, Бетховен уже содержит в себе Романтизм. То есть, все романтики в музыке шли в первую очередь от Бетховена. У Бетховена можно найти немало отдельных романтичных пьес, или средств выражения. Например, к Элизе, лунная соната, соната четырнадцатая.
И, конечно, соната семнадцатая...
Но следует провести и разницу между Бетховеным и романтиком Шубертом. Даже его пьесе к Элизе, не смотря на ее явный романтизм, свойственен классицизм. Форма произведения очень строга (в классическом смысле), а лирическое начало, строго подчинено началу скорее философскому, что не скажешь о Шуберте, или о Вагнере у которых философское начало, скорее, подчинено чувству, страсти, или интуиции.
Бетховен всегда философ, даже в своей к Элизе.
Он не только переживает, но и размышляет о любви. Бетховен пишет не столько портрет своей возлюбленной, сколько историю любви. А Романтик начал бы с образа, а не с истории любви.То есть, Бетховенская к Элизе - это та история любви, которую поведал Бетховен. Это самая романтичная мелодия повествования не только у Бетховена, но и для всего 19 века, в которой, больше любовной истории, чем даже образа, (хотя, конечно, угадывается и образ нежной девушки Элоизы , но образ, угадывается, за историей. )
Бетховен, все таки, классицист.
Вначале история, потом образ, вот секрет его Элоизы. А у романтика получилось бы все наоборот, вначале возник бы образ, за которым скорее угадывалась история, ( история, скорее, полуснящаяся.)Романтизм нередко упрекали , как нередко Романтизм упрекают и сейчас. Да, в отличие от классических героев, (если ответить на самый частый упрек) герои романтические не столько действовали, сколько метались между крайностями.
Например, так себя вели романтические герои Вагнера.
Что делает Тристан? Мечется. Так же ведет себя и Зигфрид, и рыцарь Тангейзер. Более того, так же ведут себя и все боги у Вагнера. При этом это личности сильные, созданные из самой лучшей глины, а вот они мечутся, вот и все, чем они занимаются на протяжении произведений романтиков.Не то герои Бетховена, которые самоотверженно действуют, или герои Гете, в отличие от мечущихся героев Клейста.
Мечется в конце концов и Гамлет, можно сказать добрую половину пьесы Шекспира.
С чем же это, связано, почему таков Романтизм? Быть может, романтический герой не столько расщеплен, сколько в христианском смысле уже не принадлежит замкнутой системе мира, и желает потому действия абсолютного, действия сопряженного с самой религиозной Истиной?
Классический герой верит в прогресс.
А Романтический герой понимает, что даже самый положительный результат действия ничего в сущности не изменит (потому Ницше и верил в Вечное Возращение, не веря в прогресс.) Бетховен оптимист, потому что Бетховен верит в Прогресс. (как Маркс или Гегель)
А романтик Шопенгауер (влиявший на Вагнера) не верит.
Романтическому герою не столько важно на своем корабле приблизиться к новой земле, сколько приблизиться к Абсолюту, (в смысле Шеллинга), и не столько улучшить мир, сколько приблизить к миру новую зарю, или самому приблизиться к этой неведомой иной заре - на одиноком паруснике.Впрочем, я далеко ушел и вновь возвращаюсь к Бетховену.
Какие плюсы Бетховена по сравнению с его продолжателями романтиками?
В Бетховене больше строгости, в нем нет экзальтации, его герои, исполненные воли действуют, а не мечутся, в отличие от романтических героев Вагнера. Это во многом, плюс. Но минус состоит в том, что у Бетховена, идеи в итоге больше, чем психологии, (в отличие от Вагнера, исполненного психологизма), в сопоставлении с романтиками Шуманом и с Вагнером, Бетховен более строг, но и более, груб.
По сравнению не только с Вагнером но и с Моцартом, Бетховен , зачастую, более, простонароден.
К плюсам Бетховена, можно отнести яркую художественную свободу. Бетховен, первый не придворный композитор Германии. Но в минус Бетховену можно поставить то, что он слишком очеловечил музыку, привнеся в нее немало чисто человеческих эмоций (и человеческих страстей).
Не столько онароднил, сколько очеловечил.
Например, Шуберт в большей степени онароднил музыку, чем ее очеловечил, (Шуберт более пантеистичен, природен, душевен, наконец.)К плюсам Бетховена можно отнести его полифоничность, а так же строгость, и величие формы.
В чемэто выразилось?
Бетховен, не смотря на все свои эмоции, (порой его зашкаливающие чему он учился у Гайдна, и у "бури и натиска") тяготел к величию, к старинной полифонии, к Баху. В поисках средств, он двигался как к раз к старому, к канону, в отличие от Романтиков.
Но Романтики разнообразили оркестровку.
Что такое полифония? Это то, что выражает собой духовные планы , их иерархию . Потому, что Бетховен классицист. И потому, иерархист. А что такое оркестровка? А это уже не планы, а психология, выражения оттенков души.
А все психологическое волновало, в первую очередь, романтиков, включая и Вагнера.
В заключении этой сложной темы, (Бетховена и Романтизма) остается согласиться, с тем, что Бетховен с одной стороны, Классицист, с другой стороны, Романтик, или предтеча Романтизма в музыке. Все немецкие романтики учились у Бетховена.
Но сам Бетховен учился, прежде всего, у Баха.