Найти тему
Михаил Устинов

« БЫТЬ ЛЮБОВЬЮ ОРЛОВОЙ – ОЧЕНЬ ТРУДНО»

"Веселые ребята"
"Веселые ребята"

« БЫТЬ ЛЮБОВЬЮ ОРЛОВОЙ – ОЧЕНЬ ТРУДНО»

«Быть Любовью Орловой – очень трудно. Она – икона, а к иконе каждый норовит приложиться!» (Раневская Ф.Г.)

"Встреча на Эльбе"
"Встреча на Эльбе"

Любовь Орлова – несомненно звезда номер 1 советского кино. Уже нет того СССР, Россия меняется от года к году. А имя Орловой по –прежнему волнует поклонников ее искрометного таланта и конъюнктурщиков, пытающихся на ее имени заработать некоторые суммы. Чего стоит например книга, «изданная в Китае по ее мемуарам». Позорный пасквиль, недостойный бумаги. Не хочется даже упоминать название книги и ее издателей, дабы это не выглядело как реклама этого издания. Когда эта книга попалась мне в самарском книжном магазине «Метида», первой реакцией было желание спрятать книгу в последний ряд, заслонив другими изданиями, чтобы ее как можно дольше никто не мог найти…..Еще подумалось – а как вообще можно допускать такие «книги» в продажу в большой сети книжных магазинов?...........

"Весна"
"Весна"

Любовь Орлова, Марина Ладынина и Валентина Серова были первыми актрисами –героинями на отечественном экране. Ну а первой из первых была несомненно Любовь Орлова. В ней воедино соединились драматическая актриса и актриса оперетты, удивительный тембр голоса и хорошо поставленный голос, музыкальность и чувство ритма, чувство собственного достоинства и благородство души, природная интеллигентность и ровное уважение ко всем сотрудникам театра и на съемочной площадке. Поэтому странные чувства вызвал фильм «Орлова и Александров». Очень непонятная режиссура, спорный во многих местах сценарий, образ главной героини получился каким-то ходульным, несмотря на некоторое сходство исполнительницы Олеси Судзиловской с оригиналом. Водевильно выписаны якобы амурные отношения Сталина и Орловой. Если бы это имело место в истории, поверьте, то уже давно стало бы достоянием гласности. Не даром же она сказала как-то: «Да, я была любимицей Сталина, но любовницей-НИКОГДА!». Уверен, что Вождь народов ценил Любовь Петровну за то, что она достойно могла представлять страну за рубежом, ее как говорится, было не стыдно выпустить в Европу. С ее врожденной деликатностью и интеллигентностью ей это было чрезвычайно легко выполнить. Чего стоит только прием и банкет у руководителя тогдашней Югославии Иосифа Броз Тито во время гастролей театра им. Моссовета!

театр им.Моссовета, "Милый лжец" (с Ростиславом Плятт)
театр им.Моссовета, "Милый лжец" (с Ростиславом Плятт)

Что касается упомянутого фильма, на мой взгляд наверное было бы более правильным не подбирать актрису внешне похожую, а остановить выбор на актрисе , которая смогла бы поймать тот самый кураж Орловой, которая была бы схожа с ней скорее на духовном уровне. Ну и конечно, копирование множества фрагментов из настоящих фильмов Орловой и Раневской в исполнении современных копий звезд той эпохи не лучшим образом сказалось на восприятии телесериала….Ведь как правило, копия хуже оригинала. На то она и копия. Порой фильм напоминал некогда популярные шоу на ТВ: «Один в один» и «Точь в точь».

портретный снимок
портретный снимок

Куда больше положительных эмоций вызывает образ Любови Орловой, созданный Евдокией Германовой в спектакле «Фаина. Птица, парящая в клетке». У актрисы есть тот самый шик и лоск,кураж, свойственный великой актрисе. Германова не старается сделать плохую копию, а создает свой образ Любови Орловой, которому сразу веришь и воспринимаешь беспрекословно. Да, она может быть более изящна и хрупка, чем Орлова, но созданному образу почему-то веришь. Как веришь и бесподобной Светлане Коркошко, исполняющей главную роль в спектакле - Фаины Георгиевны Раневской. Какие же молодцы авторы и постановщик антерпризного спектакля! Трепетное и бережное, без малейшей фальши и вылизанности уважение к великим актрисам .И память. Память о них…

Любовь Орлову всю жизнь звали Любочкой. Для сравнения – в театре им.Моссовета Фаину Раневскую звали «Фуфа», Варвару Сошальскую – «Вава», Веру Марецкую –отстраненно – «ВэПэ». Судзиловская же никак не ассоциируется с «Любочкой». Она просто Судзиловская.

Евдокия Германова в роли Любови Орловой, Светлана Коркошко в роли Фаины Раневской
Евдокия Германова в роли Любови Орловой, Светлана Коркошко в роли Фаины Раневской

Жаль что помимо знаменитых фильмов Орловой не сохранилось практически ничего из ее театрального периода. Она сыграла на сцене театра им.Моссовета не просто мало - катастрофически мало! Шесть ролей за 20 лет! Есть маленькая последняя кинопроба к съемкам «Странной миссис Сэвидж» и любительская съемка фрагмента «Милого лжеца» с Ростиславом Пляттом. «Милый лжец» переводился Эльзой Триоле специально для Любови Орловой. Но в результате каких-то бюрократических проволочек первым (возможно , что и в другом переводе)представил на суд зрителя «МХАТ» в главных ролях с Анатолием Кторовым и Ангелиной Степановой, кстати записанный на телевидении. А «Странная миссис Сэвидж» была записана несколько позже, после смерти Любови Петровны с Верой Петровной Марецкой. Премьеру «Милого лжеца» театр «Моссовета» дал позже постановки во МХАТе, на гастролях в Ленинграде. Премьеру с Орловой играл Михаил Романов, в последствии на роль Бернарда Шоу ввелся Ростислав Плятт. Трудно сравнить игру Степановой и Орловой. За первой - весь спектакль, за второй- маленький фрагмент. Но берусь поспорить с Виталием Вульфом – Орлова переигрывает Степанову. Роль у Орловой получилась если можно так выразиться, более «сочной», более многогранной. А у Степановой более сдержанной, суховатой и надменной.

портрет
портрет

В чем сегодня хочется упрекнуть Григория Александрова, так это в том, что ни он, как режиссер, ни сама Любовь Петровна, ни их окружение не озаботились заснять театральные работы актрисы- миссис Сэвидж, Лиззи Мак-Кей, Патрик Кэмпбелл….Хотя, учитывая, что сохранилась кинопроба кусочка из «Странной миссис Сэвидж», спектакль все же собирались снимать и записать на радио именно с Орловой. В этом малюсеньком эпизоде Любовь Орлова диво как хороша. А вот почему дальше проб дело не сдвинулось - история умалчивает. Молчат и причастные к этому люди. Иных уж нет, другие в преклонном возрасте и это им не интересно. И бесконечно жаль, что последние силы Любови Петровны были истрачены на ее самый последний фильм …..А как было бы здорово, если бы завершили съемки этого знаменитого спектакля именно с Орловой вместо съемок последнего фильма о разведчиках…….

портретный снимок
портретный снимок

Ведь еще фильм с ее участием «Русский сувенир» вызвал небывалый всплеск критики со стороны киношников и общественности. Даже сама Любовь Петровна была не высокого мнения о фильме. Если честно, фильм действительно слабый и посмотрев его раз, во второй уже не захочется. И не вина Орловой что Александров уже не мог творить. И не вина в этом самого Александрова. Так бывает у творческих людей. Кажется уже сказал что хотел, а что-то добавить не получается.

последняя официальная фотография Любови Петровны Орловой
последняя официальная фотография Любови Петровны Орловой

«Скорец и Лира» . Самый последний фильм великой актрисы. Этот фильм довольно долго лежал на полке. Недоброжетатели пошло и зло переиначили его название «Склероз и климакс». Чей скрелоз, чей климакс? Откуда такая злоба и пошлость? По одной версии, сама Любовь Петровна была против его показа на экране, по другой версии - что фильм забраковало Госкино СССР. Фильм долго пролежал на полке и потом как-то без всякой помпы, был показал на одном канале, потом на другом. Кто же теперь разберет по чьей вине фильм был в запрете? И кто нарушил этот запрет? Фильм получился откровенно тяжеловатым для восприятия, излишне громоздким. Прежде всего причина этого кроется конечно в самом сценарии. Вспомним, как «родился» этот сценарий. Уставшая от простоев в театре, Любовь Петровна демонстративно заявила мужу, уйдя с одним чемоданом к родственникам, что не вернется с Александрову, пока тот не напишет сценарий. Она еще надеялась на работу в кино. Ее душа жаждала элементарно одного – творить, работать. Но разве можно корить этим актрису, тем более, если эта актриса-Любовь Орлова! Но, а впрочем без «но» нигде не обходится, какое произведение может появиться из под палки? Александров торопился, хотя уже по большому счету как творец уже давно закончился. Но надо однако, отдать ему должное - некоторые сцены были все-таки сняты высоко профессионально.

кинопроба "Странная миссис Сэвидж"
кинопроба "Странная миссис Сэвидж"

Самый главный эксперт кинофильма - время. Какие-то фильмы выдерживают испытание временем, а некоторые, в том числе и последний фильм Александрова, остаются в том же временном отрезке, в котором и были сняты. Не более того. Сейчас нет-нет, да кто-нибудь и напишет, что Любовь Петровна в этом последнем фильме в 70 лет пыталась играть женщину лет 30…. И с удовольствием смакуют, неудачные сцены. Но не всегда целесообразно мерить сегодняшними мерками фильм, снятый 50 -60 лет назад. «Скворец и Лира» просто скучноватый фильм. Ни к чему писать и обсуждать как выглядела Орлова на экране. Что может сделать актриса из не совсем удачного сценария и посредственной режиссуры? К снятию фильма-шедевра стремятся многие, если не все, а достигают желаемого единицы. Сейчас на экраны телевизоров и кинотеатров выходит гораздо больше низкопробных фильмов-однодневок, о которых практически сразу можно спокойно забыть, чем в те далекие советские времена, снимаются ремейки старых лент. И никого не посещает мысль порассуждать, какие приемы киносъемки использовались и насколько молодо или старо выглядит та или иная актриса на экране. Никому в голову даже не приходит такое волшебное слово, как «цензура», «внутренняя культура человека». Сегодня не может быть и речи, чтобы запретить какой-либо фильм по причине его художественной несостоятельности. Профессия кинокритика канула в лету. Сейчас пишут все, кому не лень и выдают свои творения как истину в последней инстанции. О современных картинах практически не пишут, наверное не интересно. Но так и хочется сказать : «Если без конца копаться в прошлом, значит будущего НЕТ!»

"Цирк"
"Цирк"

Мое глубокое убеждение, что «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Светлый путь» вполне современны и сегодня. Работа Орловой в них в высшей степени профессиональна. Очень интересна ее перевоплощение в роли журналистки Шервуд-полковника Коллинз во «Встрече на Эльбе». В минутном проходе к трапу самолета действительно создается впечатление, что идет полковник разведки США, а не актриса, просто играющая свою роль.

О последнем фильме Орловой говорят, спорят до сих пор! Это настоящий феномен! Объяснить не объясняемое далеко не так просто -изменился общественно-политический строй, фильмов стали снимать намного больше, чем во времена , когда творили Любовь Орлова и Григорий Александров. Больше стало «звездочек», но гораздо меньше «звезд». А фантазия «хромает», надо что-то взять в качестве объекта кого-то из советского прошлого-их имена на слуху по-прежнему, а сегодняшних так много, что не все и знают всех нынешних «ЗВЕЗДОЧЕК»!

портретный снимок
портретный снимок

Феномен Орловой остается и по сей день феноменом. Понимая, что последний фильм не является шедевром, он все же интересен тем, кто интересуется кинематографом вообще, тем, кто изучает творчество великой актрисы, тем, кто изучает советское кино и пути его становления…..Наконец, как и любой другой фильм, снятый мастером, он служит примером как нужно снимать или как не нужно снимать свой фильм будущим режиссерам. Ведь не учитывать чужие ошибки и не учиться на них – творческая халатность, которая может в будущем привести к печальным последствиям.

На московском МКФ в 1967г.
На московском МКФ в 1967г.

Сейчас много пытаются писать об Орловой. Плохо что не упоминают даже что эта великая актриса с фронтовыми бригадами выступала перед нашими защитниками в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Наверное не было фронта, где бы Любовь Петровна не выступала. Разве это она делала ради денег? Конечно нет, она дарила нашим воинам всю силу своей прекрасной души и таланта, она приносила им радость и праздник там, где завтра зрители не сидели в партере или в бэль-этаже, а располагались как могли, на земле, на камнях, зачастую перед боем. Когда советские войска освобождали Европу, с нашими войсками шли и наши фронтовые бригады, среди была конечно же Любовь Орлова.

Любовь Петровна практически не снималась у других режиссеров, кроме Александрова, и работы было катастрофически мало. Когда Игорь Таланкин начал снимать свой знаменитый фильм «Чайковский», Любовь Петровна сама предложила свою кандидатуру на роль Надежды Филаретовны фон Мекк, но режиссер остановил свой выбор на Антонине Шурановой. Шуранова сыграла свою фон Мекк блестяще, но меня не покидает мысль, что Орлова могла быть значительно лучше.

-14

Вообще странная до вопиющего была ситуация- в театре есть большая актриса, а играть ей просто нечего. В этом смысле судьба провинциальных королев сцены складывалась более счастливо. Под Орлову нее не ставились спектакли, один год простоя сменял другой год простоя, так было и в кино. Это сейчас актрисы переходят из одного сериала в другой не меняя грима и прически. А тогда «Любочка» оказалась в замкнутом изолированном пространстве. Как свидетельствует Татьяна Бестаева, игравшая с Любовью Петровной в «Странной миссис Сэвидж» , во многом этому причиной была…… другая Петровна, Вера Марецкая, «хозяйка театра», которая очень ревниво относилась к чужому успеху. У меня нет причин сомневаться в гениальности великих актрис театра им.Моссовета того периода, будь это те же Марецкая, Раневская, Бирман, Шапошникова, Сошальская…Но Марецкая на самом была хозяйкой театра и присутствие в театре такой соперницы, как Орлова ей была явно не удобно. Когда Орлова была занята на съемках своего последнего фильма, который ее просто вымотал физически, Завадский распорядился ввести ВэПэ на роль миссис Сэвидж, даже не предупредив Орлову. Естественно, что Орлова не простила Марецкой этот ввод. А Марецкая ……, Марецкая сыграла 7 спектаклей подряд, хотя по негласной традиции актер или актриса, при вводе в уже сложившийся спектакль, должны сыграть лишь 2 спектакля подряд…, а потом «встать» в очередь.

«Любовь Петровна была далеким от бытовой шелухи человеком. Всегда в себе, закрытая, загадочная. То, что пишут сегодня об Орловой – такая гадость и вранье. Лично мне не интересно, какие у них с Александровым были отношения. Знаю одно : Орлова была очень деликатным и совершенным человеком, врожденная интеллигентность и скромность не позволяли ей обсуждать других актеров за их спиной, сплетничать»-говорит актриса Татьяна Бестаева в одном из интервью.

В похожей ситуации простоя в театре оказалась и Фаина Раневская. Только если в случае с Раневской много причин было во взрывном характере самой актрисы, «которая всю жизнь искала святое искусство, а нашла его в … Третьяковской галерее», то в случае с Орловой ситуация вообще непонятна и абсурдна. Причина видится действительно в творческой ревности «хозяйки театра». Ведь Любовь Петровна была со всеми любезна, деликатна, уважительна. Интеллигентность была в ее крови. «Любочка» - единственная , кому удавалось укрощать взрывной характер Раневской. Чего стоит одна только «клистирная история» с участием знаменитых подруг на гастролях в Екатеринбурге, о которой рассказал Дмитрий Щеглов в своей книге.

"Веселые ребята"
"Веселые ребята"

Евгений Стеблов вспоминал, что как то, рабочий сцены театра справляя свой юбилей, пригласил на него не только своих родственников, но и всех ведущих актеров. Так вот, из них пришла только Любовь Петровна Орлова, народная артистка СССР, Лауреат Сталинских премий.

Очень много писалось о даче во Внуково. Ну да, была эта дача, которую сама обустраивала Любовь Петровна. Очень часто фото этого скромного домика фигурирует в публикациях о знаменитых супругах и комментируется как «роскошная дача». Товарищи дорогие, вы что не видите современные «роскошества» в виде огромных яхт, замка с лифтом , малахитовой ванны из цельного кускана Литейном проспекте , вилл на Рублевке, золотые или платиновые унитазы, часы за миллион долларов, сказочные чертоги то одной, то другой дивы или полуграции от балета или политики…..??? В этой даче во Внуково снимался знаменитый клип Алсу с участием Елены Яковлевой и Сергея Маковецкого. Любовь Петровна и Григорий Васильевич просто создавали свой небольшой замкнутый мир, не ставя перед собой цели построения вычурных «царских палат».Они создавали дом, где можно было элементарно отдохнуть от городской суеты, своего рода тыл, где можно закрыться от всего мира. Жаль, что все наследие великой супружеской пары было пущено «под откос» самим Александровым, его внуком , его третьей по счету женой Галиной, прежде бывшей его снохой…. На фоне этого разбазаривания прежде всего культурного наследия, архива, то, что знаменитый историк моды и коллекционер Александр Васильев смог к счастью, спасти и выкупить знаменитые туфельки в которых выступала Любовь Петровна , не может не вызывать уважения к нему.

Как то Полина Вишневская написала в «Биографии» о склонности Орловой к пьянству – якобы она выпивала по бутылке вина в день. Но это же полнейшая чушь! С ее врожденной деликатностью и интеллигентностью, ровным отношением буквально ко всем, самоуважением и потрясающей самодисциплиной были чужды такие пороки. Она ежедневно занималась у балетного станка. Кто бы смог часами заниматься у этого атрибута актерской подготовки после литра красненького??? Да еще каждый день??? Мало сказать, что об этом писать неэтично, но уж коль вы взялись об этом писать , то хотя бы, для начала, научитесь отличать Любовь Орлову от Валентины Серовой. Какое то время они на пару играли Лидию в спектакле «Сомов и другие». И только это роднит их. При всем уважении к Серовой и ее роли в истории отечественного кино и театра, именно ее уволили из Малого театра за не выход по известной причине в пьесе «Без вины виноватые». За полчаса до спектакля вместо нее на достаточно объемную роль Коринкиной вводили великую Елену Митрофановну Шатрову, народную артистку СССР, которая на тот момент была вдвое ее старше .Естественно, что ввод был трудным и не обошлось без переживаний Шатровой, которая, как пишет Щеглов, не простила Серовой свои муки при вводе…. Мало того, что автор путала актрис, она присвоила Орловой мерзкое прозвище –«Гадина», с которым актриса не могла иметь ничего общего. Откуда она взяла этот бред сивой кобылы? Сравните выражение Федерико Феллини –«Солнышко» и эту мерзость от Вишневской. Понятно, что актеры, спортсмены, политики, все они - публичные люди, о них пишут, о них говорят. И не всегда говорят только хорошее. Но господа хорошие, должны же быть границы дозволенного! Так ведь мало того, автор получила за свой пасквиль и гонорар , что вызывает искреннее возмущение. По прочтении того журнала «Биография», складывалось глубоко ошибочное мнение, что получалось, что Магда Геббельс (о ней был материал в том же номере) более положительная героиня, настоящая героиня своего времени, достойная всяческого уважения, а звезда номер 1 советского кино Любовь Орлова….достойна лишь презрения автор сего пасквиля. Вас это не коробит?

Театр им.Моссовета . "милый лжец" (с Ростиславом Плятт)
Театр им.Моссовета . "милый лжец" (с Ростиславом Плятт)

Странно и удивительно, что на фоне нынешних «красоток» с силиконовыми губищами, с имплантантами в задницах или груди, некоторые продолжают смаковать вопрос пластики у Орловой. Делала или не делала, и правда ли что все оплачивал сам Чаплин?! Но позвольте, а почему он должен был оплачивать пластику, даже если она и была, имея мночисленное потомство , среди которых две актрисы –Джеральдина и Жозефина Чаплин? И почему такие «авторы» смакуют причем с удовольствием, имя Любови Петровны в связи с пластической хирургией? Да остановитесь же черт возьми, посмотрите на экраны телевизоров, как в них на ток-шоу с наслаждением позируют и участвуют современные Барби и Кены. Бедной Орловой и не снилось то, что со своими частями тела делают современные «звездуны» и «звездули». Ну так и пишите и обсуждайте насколько увеличила свой зад светская львица Х, какого размера грудь стала у красотки полусвета М после операции….. Оставьте уже Любовь Петровну в покое от своих виршей!!!

Виталий Вульф достаточно скромно отзывается о театральном периоде Орловой. Мнение Вульфа интересно, он уважаемый авторитет. Но в тоже время Жан-Поль Сартр открыто признал, что лучшей в мире исполнительницей роли Лиззи Мак-Кей является Любовь Орлова. Разве это не является признанием того, что Любовь Орлова- большая не только киношная, но и театральная актриса??? На сцене театра им. Моссовета одноименная пьеса , прошла 500 раз (в оригинале пьеса называлась «Добродетельная проститутка», но , естественно, что оригинальное название никак не могло стоять в афише театра, первого быть может в то время в стране по количеству актеров-звезд). Кроме того, когда в нескольких московских театрах шел «Русский вопрос», все критики признавали первенство в негласном соревновании исполнительниц роли Джесси именно за Любовью Петровной Орловой. Позже зрители спорили, кто лучше в роли миссис Сэвидж- Раневская или Орлова. Те, кто был за Орлову, говорили: «Да, это не то. Но это гениальное не то!»

Могла ли Орлова сыграть больше ролей в театре.? Не просто могла, а должна. В силу своего лучезарного таланта, своего имени наконец, звездного статуса. Сам Маэстро Феллини сравнивал Любовь Петровну с Солнышком…….

"Весна".
"Весна".

В 1953 году на Международном кинофестивале в Венеции Любовь Орлова за фильм «Весна» поделила приз за лучшее исполнение женской роли со знаменитой и изысканной американкой шведского происхождения Ингрид Бергман.

Обстоятельства театральной жизни Любови Петровны сложились не самым лучшим образом. Она писала своей «закадычной» подруге Фаине Георгиевне Раневской из больницы: «Моя дорогая Фаина Георгиевна!

Мой дорогой Фей!

Какую радость доставила мне Ваша телеграмма. Сколько нежных, ласковых слов: спасибо, спасибо Вам!

Я заплакала (это бывает со мной очень-очень редко!). Ко мне пришел мой лечащий врач, спросил: «Что с Вами?» Я прочла ему Вашу телеграмму и испытала гордость от подписи РАНЕВСКАЯ, и что мы дружим 40 лет, и что Вы – моя Фея. Доктор смотрел Вас в «Тишине» и до сих пор не может Вас забыть.

Спросил, какую Вы готовите новую роль? И мне было стыдно и больно ответить, что нет у Вас никакой роли. «Как же так?-он говорит.- Такая актриса, такая актриса! Вот Вы говорите, и у Вас нет новой роли. Как же так?»

Я подумала- нашему руководству неважно, будем мы или нет играть новые роли.

……Ваша Сэвидж, которую Вы мне подарили, Лиззи Мак-Кей протолкнула Ирина Сергеевна, Нору – Оленин репетировал как внеплановый спектакль. Приказ на «Лжеца» я вырвала почти силой от Завадского с помощью Никонова. Мы неправильно себя вели. Нам надо было орать, скандалить, жаловаться в министерство. Разоблачать гения с бантиком и с желтым шнурочком.

Но у нас не те характеры. Достоинство не позволяет….»

Жизнь в театре действительно у обеих актрис сложилась не самым лучшим образом. В этом смысле провинциальные премьерши были всегда в более выигрышном положении. На них ставились спектакли. Каждый год их ждали премьеры. А у Любови Петровны Орловой – всего 6 ролей за 20 лет! Да еще и последнюю роль почти отняли, введя на роль Марецкую.

Любовь Петровна лежа в клинике пыталась найти для себя новую пьесу и кажется нашла ее . «Травести» румынского автора Аурела Баранги . Присматривалась к возможным партнерам, а помятуя о том как поступил Завадский с ее последней ролью, искала возможность премьеры в другом театре….Но, как говорится, в небесной канцелярии решили все иначе. Хоронили актрису морозным январским днем. По злому стечению обстоятельств, это был ее День рождения….

-18

Не сотвори себе кумира. Это действительно так. Некоторые кумиры могут разочаровать при более близком знакомстве или общении. Но есть и люди, которые являются нашим национальным достоянием. И у нас должно быть к ним особое бережное и уважительное отношение. Любовь Петровна покинула этот мир в 1975 году. Хочется надеяться и верить, что соотечественники, как бы они не относились к творчеству великой Актрисы, к ней самой как человеку и личности, перестанут выдумывать глупости, писать гадости, а станут уважительно относиться к нашей истории, культурному наследию прошлого, лучшим его представителям, к которым несомненно, смело можно отнести Любовь Петровну Орлову…..

Михаил Устинов, г.Самара, 2019г.