Найти тему
На себя

...опа в мыле. Наш первый бизнес с мылом ручной работы.

Стоял холодный зимний декабрьский вечер 2010-го. Я сидел в офисе, рабочий день подходил к концу. Я недавно получил диплом и работал маркетологом в крупном медиахолдинге (по меркам нашего провинциального сибирского города) Вроде бы теплое место, сиди не рыпайся, но работа была не в кайф, и я стал думать над вариантами своего бизнеса.

К слову, тогда формально он у нас уже был, мы с девушкой открыли маркетинговое агентство, но заказов почти не поступало. И вот я посматриваю на часы, когда же уже стукнет шесть вечера, и вяло листаю новости в интернете.

Внезапно натыкаюсь на информацию про производство мыла ручной работы, стало интересно, начал изучать. В итоге из офиса я ушел позже всех и этим же вечером мы с девушкой стали обсуждать идею такого бизнеса.

Сама технология очень простая: покупаешь мыльную основу, растапливаешь ее в кастрюльке на паровой бане, добавляешь красители и ароматизаторы, отвары трав, эфирные масла, дополнительные ингредиенты, разливаешь по формочкам, остужаешь, красиво упаковываешь и вуаля – необычное мыло ручной работы готово.

Наша серия мыла с отваром натуральных трав.
Наша серия мыла с отваром натуральных трав.

К слову сказать, у нас в Новокузнецке на тот момент про него мало кто знал, продавалось оно, как потом оказалось, всего в двух местах в городе. А мода на всякий «hand made» активно набирала обороты.

Месяц у нас ушел на изучение информации, маркетинговую разведку в городе, поиск поставщиков и прочую подготовку. Короче, в начале февраля мы купили пробную партию мыльной основы, ароматизаторов и красителей, сделали небольшой объем мыльных сердечек и довольно быстро всё продали перед Днем всех влюбленных. Клиентов нам обеспечило сарафанное радио.

Убедившись, что спрос есть, мы поставили цель открыть первую точку продаж к 8 марта. Стали ездить по торговым центрам, узнавать стоимость аренды, цену на производство торгового оборудования и т.д. И все это в свободное от основной работы время.

Сразу скажу, что денег на нормальный бизнес у нас почти не было. Имелась небольшая подушка безопасности в пару месячных окладов, но, как вы понимаете, это ни о чем :)

Но как говорится – голь на выдумки хитра. Короче, вместо того, чтобы заказывать торговое оборудование, мы взяли старый стол, обклеили его яркой розовой пленкой с названием нашей мастерской, а столешницу обшили красивой розовой тканью.

Вот с такого стола мы начали. Торгуем на Дне города, привлекаю покупателей мыльными пузырями :)
Вот с такого стола мы начали. Торгуем на Дне города, привлекаю покупателей мыльными пузырями :)

Нам очень повезло договориться об аренде полутора квадратных метров в старом торговом центре, который назывался Дом Быта. Главным его плюсом было расположение в самом центре города. Аренда тоже была копеечная, правда, засунули нас в тухлое по проходимости место. Но лиха беда начало. Так мы создали мастерскую «Мыльная опера».

Мы успели начать торговлю перед 8 марта и на деньги, заработанные в праздничный ажиотаж, жили до конца месяца. После праздника наступил жесткий спад, но мы не унывали и вкладывали в производство. Нашли другого поставщика ароматизаторов, придумали новые виды мыла, расширили ассортимент. А через месяц уговорили арендодателя передвинуть нас в место получше. Он пообещал это сделать, если мы купим нормальное торговое оборудование.

Мы опять извернулись, купили дешевый офисный шкаф, приляпали к нему вывеску, заказали небольшой столик. Короче, наша торговая точка стала смотреться получше, хотя все равно осталась колхозом. Директор «Дома быта» поморщился, но слово сдержал и поставил нас в хорошее проходное место.

"Раскрутились" и купили торговое оборудование :) Сейчас очень весело про это вспоминать :)
"Раскрутились" и купили торговое оборудование :) Сейчас очень весело про это вспоминать :)

К слову сказать, я продолжал совмещать основную работу маркетологом с мыльным бизнесом. А вот моя девушка полностью погрузилась в процесс.

Несмотря на слабый спрос, мы решили открыть вторую точку продаж. Так у нас появилась торговая сеть :) Вечером мы варили и упаковывали мыло в обычной квартире, которую превратили в производственный цех, а утром развозили товар по торговым точкам. Найти нормальных продавцов было сложно, они часто менялись, но постепенно у нас появилось 2-3 постоянных человека, которые работали посменно. Часто приходилось самим вставать за прилавок.

Чтобы привлечь клиентов мы  придумывали новые сорта мыла,  стали делать шампуни, ароматные порошки для ванной.  Постоянно дарили маленькие пробники.
Чтобы привлечь клиентов мы придумывали новые сорта мыла, стали делать шампуни, ароматные порошки для ванной. Постоянно дарили маленькие пробники.

Короче, работали мы каждый день, почти без выходных. Попа реально была в мыле от этого бизнеса, а денег после всех расходов оставалось с гулькин нос. Летом продажи упали практически до ватерлинии, мы едва барахтались на плаву, грозясь пойти на дно. Вскоре после открытия второй точки мне пришлось уволиться, и стабильный финансовый ручеек в виде оклада совсем иссяк.

Мы стали чуток депрессовать, но продолжали работать. О том, как мы раскручивали наш бизнес практически без вложений, и чем это в итоге закончилось, я расскажу в следующей статье, когда этот пост наберет 100 лайков. Самое интересное впереди :)