Стоял холодный зимний декабрьский вечер 2010-го. Я сидел в офисе, рабочий день подходил к концу. Я недавно получил диплом и работал маркетологом в крупном медиахолдинге (по меркам нашего провинциального сибирского города) Вроде бы теплое место, сиди не рыпайся, но работа была не в кайф, и я стал думать над вариантами своего бизнеса.
К слову, тогда формально он у нас уже был, мы с девушкой открыли маркетинговое агентство, но заказов почти не поступало. И вот я посматриваю на часы, когда же уже стукнет шесть вечера, и вяло листаю новости в интернете.
Внезапно натыкаюсь на информацию про производство мыла ручной работы, стало интересно, начал изучать. В итоге из офиса я ушел позже всех и этим же вечером мы с девушкой стали обсуждать идею такого бизнеса.
Сама технология очень простая: покупаешь мыльную основу, растапливаешь ее в кастрюльке на паровой бане, добавляешь красители и ароматизаторы, отвары трав, эфирные масла, дополнительные ингредиенты, разливаешь по формочкам, остужаешь, красиво упаковываешь и вуаля – необычное мыло ручной работы готово.
К слову сказать, у нас в Новокузнецке на тот момент про него мало кто знал, продавалось оно, как потом оказалось, всего в двух местах в городе. А мода на всякий «hand made» активно набирала обороты.
Месяц у нас ушел на изучение информации, маркетинговую разведку в городе, поиск поставщиков и прочую подготовку. Короче, в начале февраля мы купили пробную партию мыльной основы, ароматизаторов и красителей, сделали небольшой объем мыльных сердечек и довольно быстро всё продали перед Днем всех влюбленных. Клиентов нам обеспечило сарафанное радио.
Убедившись, что спрос есть, мы поставили цель открыть первую точку продаж к 8 марта. Стали ездить по торговым центрам, узнавать стоимость аренды, цену на производство торгового оборудования и т.д. И все это в свободное от основной работы время.
Сразу скажу, что денег на нормальный бизнес у нас почти не было. Имелась небольшая подушка безопасности в пару месячных окладов, но, как вы понимаете, это ни о чем :)
Но как говорится – голь на выдумки хитра. Короче, вместо того, чтобы заказывать торговое оборудование, мы взяли старый стол, обклеили его яркой розовой пленкой с названием нашей мастерской, а столешницу обшили красивой розовой тканью.
Нам очень повезло договориться об аренде полутора квадратных метров в старом торговом центре, который назывался Дом Быта. Главным его плюсом было расположение в самом центре города. Аренда тоже была копеечная, правда, засунули нас в тухлое по проходимости место. Но лиха беда начало. Так мы создали мастерскую «Мыльная опера».
Мы успели начать торговлю перед 8 марта и на деньги, заработанные в праздничный ажиотаж, жили до конца месяца. После праздника наступил жесткий спад, но мы не унывали и вкладывали в производство. Нашли другого поставщика ароматизаторов, придумали новые виды мыла, расширили ассортимент. А через месяц уговорили арендодателя передвинуть нас в место получше. Он пообещал это сделать, если мы купим нормальное торговое оборудование.
Мы опять извернулись, купили дешевый офисный шкаф, приляпали к нему вывеску, заказали небольшой столик. Короче, наша торговая точка стала смотреться получше, хотя все равно осталась колхозом. Директор «Дома быта» поморщился, но слово сдержал и поставил нас в хорошее проходное место.
К слову сказать, я продолжал совмещать основную работу маркетологом с мыльным бизнесом. А вот моя девушка полностью погрузилась в процесс.
Несмотря на слабый спрос, мы решили открыть вторую точку продаж. Так у нас появилась торговая сеть :) Вечером мы варили и упаковывали мыло в обычной квартире, которую превратили в производственный цех, а утром развозили товар по торговым точкам. Найти нормальных продавцов было сложно, они часто менялись, но постепенно у нас появилось 2-3 постоянных человека, которые работали посменно. Часто приходилось самим вставать за прилавок.
Короче, работали мы каждый день, почти без выходных. Попа реально была в мыле от этого бизнеса, а денег после всех расходов оставалось с гулькин нос. Летом продажи упали практически до ватерлинии, мы едва барахтались на плаву, грозясь пойти на дно. Вскоре после открытия второй точки мне пришлось уволиться, и стабильный финансовый ручеек в виде оклада совсем иссяк.
Мы стали чуток депрессовать, но продолжали работать. О том, как мы раскручивали наш бизнес практически без вложений, и чем это в итоге закончилось, я расскажу в следующей статье, когда этот пост наберет 100 лайков. Самое интересное впереди :)