Найти тему
Туман войны

БОЕВОЙ ТРАНСФОРМЕР ИЛИ ОРУЖЕЙНЫЙ КУРЬЕЗ? Sturmpanzer I

Sturmpanzer I
Sturmpanzer I

Когда что-то делается в спешке, результат может получиться самый неожиданный. Польская кампания, несмотря на полный успех, выявила все же ряд недостатков в системе вооружений германской армии. В частности, мощь танковых орудий не позволяла эффективно подавлять и разрушать хорошо укрепленные позиции противника. А огонь полевой артиллерии с закрытых позиций был малоэффективен по точечным целям и в боях в городских условиях. Выкатывать же полевые гаубицы на прямую наводку очень небезопасно для орудийной прислуги. Необходимо было оружие, совмещавшее в себе защищенность танка и мощь полевой гаубицы кал. 150-мм. Т.е. нужна была пушка на самоходном бронированном шасси. И «сочинять» такое оружие нужно было срочно – Германия уже находилась в состоянии войны с Англией и Францией, а это противники посерьезней Польши. И хотя эта война была «странной», она в любой час могла перерасти в войну самую обыденную.

Техническое задание было сформировано в ноябре 1939 г. В качестве самоходного шасси военные предложили использовать танк Pz-1, который уже в значительной мере утратил свою боевую ценность. А уже в декабре берлинская фирма Alkett взялась за проектирование самоходного орудия.

Первый экземпляр самоходки был готов уже в январе 40-го. Не знаю, согласовывали инженеры Alkett свою идею с военными или для последних результат стал неожиданностью, но конструкция получилась удивительной. На корпус танка Pz-1 установили полевую 150-мм гаубицу slG 33 вместе со станиной, колесами и щитом! А вес этой гаубицы, между прочим, 1750 кг. При том, что серийная «единичка» сама весила только 5400 кг.

Sturmpanzer I без рубки
Sturmpanzer I без рубки

Верхняя часть корпуса с танка срезалась по моторное отделение, для смещения сиденья механика-водителя вперед переделывался лоб корпуса. Для колес орудия по бортам крепились специальные короба. Чтоб защитить экипаж самоходки в передней части монтировалась трехсторонняя рубка с толщиной брони 10-мм.

Наверное, немецкие военные все же не это хотели увидеть, но конструкторы парировали, что в случае выхода шасси из строя, орудие можно снять и палить из него, как из обычной гаубицы. Этакий боевой трансформер. Венным пришлось согласиться т.к. ничего иного не было. Да и никто не знал, как должно выглядеть самоходное орудие – дело-то ведь новое. В итоге самоходку приняли на вооружение под несносным для русского уха и глаза обозначением 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 auf Fahrgestell Panzer I. Но и немцев не стоит переоценивать, они тоже такое наименование запомнить не могли, поэтому стали называть изделие просто Sturmpanzer I или «Бизон».

-3

-4
Чем не трансформер?
Чем не трансформер?

Конструкция имела следующие габариты: длина – 4,67 м., ширина – 2,17 м., высота – 2,7 м. Масса самоходки пустой – 7 т., в снаряженном состоянии вместе с экипажем доходил до 8,5 т. Экипаж самоходки непосредственно состоял из четырех человек. Орудийный расчет же состоял из семи человек. Еще трое передвигались на транспортере боеприпасов, который был закреплен за каждым орудием. Собственный возимый боекомплект «Бизона» составлял всего 8 выстрелов раздельного заряжания. Всего к началу французской кампании было изготовлено 38 экземпляров, которые пошли на укомплектование 6 (№№ 701-706) отдельных рот самоходных орудий.

С началом активных боевых действий во Франции все роты были прикомандированы к танковым дивизиям. В ходе боев «Бизоны» заслужили высокую оценку немецкого командования. Но не собственных экипажей. Большой вес гаубицы и рубки просто убивал ходовую часть и двигатель. Кроме того, высокое размещение центра тяжести делало самоходку неустойчивой к опрокидыванию. Это привело к тому, что самоходкам часто и в самом деле пришлось «трансформироваться» - ставить гаубицы на землю и транспортировать их привычным способом. Правда, чтобы снять почти двухтонное орудие требовался автокран или лебедка.

Все же боевая ценность оказалось довольно высокой. За время боев во Франции было потеряно всего два «Бизона».

Три роты (701, 703, 704) в составе танковых дивизий приняли участие в балканской кампании.

Данные об участи рот самоходных орудий «Бизон» в нападении на СССР разнятся. Одни источники утверждают, что в нападении участвовали все шесть рот. Другие говорят о том, что изначально участвовали только 705-я и 706-я, летом 42-го к ним присоединилась 701-я. Немецкие документы говорят о том, что 701-я уже к январю 42-го потеряла на восточном фронте все самоходки. Есть упоминание о том, что 702-я летом 41-го удачно действовала против советских танков. Кого не могло быть на восточном фронте к 22.06.41 г., так это 703-й, т.к. после окончания балканской кампании она морем перевозилась в Италию. Транспорт был потоплен англичанами. После этого было принято решение о выпуске еще шести самоходок данного типа. Рота была боеготова только в августе.

Советские бойцы осматривают брошенный "Бизон"
Советские бойцы осматривают брошенный "Бизон"

Последние «Бизоны» погибли во время Курской битвы. Вряд ли это результат удачной конструкции или боевого везения. Просто большую часть времени самоходки провели не в боях, а в ремонтных мастерских. Русские дороги – это не Франция.

Что же такое Sturmpanzer I – боевой трансформер или оружейный курьез? А не то и не другое. Это конструкторская импровизация в условиях недостатка времени и опыта. Следующий вариант самоходной гаубицы 150-мм будет уже на шасси Pz-38(t) будет совершенней, оттого опасней. Кстати, первый вариант новой самоходки с передним расположением рубки немцы по привычке тоже будут называть «Бизоном».