Найти в Дзене

Почему не списывают корабль построенный в 1913 году?

Чудо корабль, словно из какой-то, кажущейся сейчас фантастической эпохи, какой-то другой реальности, которая уже не повторится никогда, когда домой добирались на лошадях, когда по железным дорогам ходили могучие паровозы, а речные колёсные пароходы на паровой тяге тянули по великим рекам в несколько раз больше современных речных, дизельных "толкачей", когда любое здание, даже промышленного назначения или даже обычная водонапорная башня имели изящную архитектуру, а любой документ оформлялся "литературным" языком и каллиграфическим подчерком, был спущен на воду в 1913 году.

старое фото по всей видимости с места строительства
старое фото по всей видимости с места строительства

По многим свидетельствам, дошедшим до нас, 1913 год вообще называли "благословенным" для России. И хотя она по многим показателям отставала от некоторых государств Европы и США, зафиксированный уверенный рост экономики практически по всем направлениям, удивлял мировую общественность, так же как и недавнее "Китайское чудо".

Чудо-корабль, спроектированный, как спасательное судно для подводников получил название "Волхов" и стал неотъемлемой частью военно-морского флота. Сказать к стати по числу подводных лодок тогдашняя Россия была на первом месте с количеством 78 единиц, на втором была Великобритания, которая имела 77.

По началу чудо-корабль "Волхов" использовался, как плавучая база подводных лодок, транспортируя до 10 запасных торпед, 50 тонн топлива, а так же предоставлял каюты для размещения 60 подводников.

на старом фото видно, как сразу несколько подводных лодок пришвартованы к "спасателю"
на старом фото видно, как сразу несколько подводных лодок пришвартованы к "спасателю"

По типу судов, чудо-корабль является катамараном из двух корпусов, соединённых между собой и имеющий над ними подъёмную систему, позволяющую поднимать аварийные подводные лодки и даже производить их ремонт прямо в море.

-3

Впервые для поднятия подводной лодки, затонувшей при аварии был применён в 1917 году у Аландских островов.

В 1922 году чудо-корабль был переименован в "Коммуну". В годы Отечественной войны в составе Балтийского флота, обеспечивал ремонт подводных лодок на плаву. В 1967 году чудо-корабль был переведён в Севастополь в состав Черноморского флота. А в 1973 году был переоборудован в "носитель подводных аппаратов". В 1977 году поднял со дна упавший самолёт СУ-24.

В 1984 году кораблю вернули его первоначальную функцию "корабля-спасателя", проведя соответствующее переоборудование. Вот и по сей день этот корабль служит в составе Черноморского флота России.

Современное фото корабля в Чёрном море
Современное фото корабля в Чёрном море

Чудо ли в том, что идею строительства такого корабля подал ещё в 1909 году командир подводной лодки "Кефаль" Сибирской флотилии В.А. Меркушов? В том ли чудо, что его идею заметили не смотря на неизменную Российскую бюрократию и к 1911 году разработали проект, а спустя 2 года спустили на воду?

Хотя корабль был построен в 1913 году его испытания начались только в 1915
Хотя корабль был построен в 1913 году его испытания начались только в 1915

Или чудо это та особая, ковкая, Путиловская корабельная сталь, метод изготовления которой, был попросту утрачен. Сталь, которая после столетия на плаву в море не подвержена коррозии. Сталь, которой сейчас в 21 веке, веке всевозможных "сверх-технологий", заинтересовался "Роскосмос".

Что это? Как легко всё разрушить, но как тяжело воссоздать, что повторить не получится. Мы не просто утратили особый метод изготовления этой корабельной стали, мы утратили гораздо больше. Мало того, что наша история переписывалась тысячу раз, мы отрекались от старых миров, что оторвались от своих корней и не знаем кто мы и откуда сами. И вот этот чудо-корабль, поднявший с глубин более 150 судов за свою службу, как прежде с нами.

Водонапорная башня ст. Камарчага Красноярский край ( фото из личного архива)
Водонапорная башня ст. Камарчага Красноярский край ( фото из личного архива)

И он, как те изящные водонапорные башни на ж/д станциях, говорит нам о нас, о тех кем мы были сто лет назад. Говорит о том, что старый мир никуда не исчез, когда мы от него отреклись. И, что его фрагменты, перешедшие в новый мир, создают сравнительное впечатление, где многие новые сооружения кажутся лишь временными, вряд ли способными достигнуть возраста чудо-корабля.

Многие детали в корабле, включая штурвал остались теми же, что были поставлены при постройке
Многие детали в корабле, включая штурвал остались теми же, что были поставлены при постройке