С Ксенией, одной моей знакомой, я пересеклась недавно в магазине. Разговорились о детях. У Ксюши девочка Вика, старше моего сына года на два. Пойдет во второй класс.
Ксения, когда говорит о дочке, никогда не хвалит её. Всё время ругает или жалуется. "Вот, Вика пошла гулять и порвала платье". "Вот, Вика разбила планшет". "Вот, Вика когда ходила в бассейн, потеряла шапочку. Послала их с папой искать, не нашли." "Вот, Вика устроила мне погром на кухне, пока я была на работе, пыталась приготовить пирог". "Когда я на работе, а Вика одна дома, она без конца названивает мне, это невозможно. Я даже уже трубку не беру. Неужели, ей нечем заняться?!".
Я ей пытаюсь объяснить, что это нормально, это ребёнок. Да, непоседливый, да, шустрый. В этом ничего плохого нет. Разговаривай больше, объясняй. Да, и дома одну в таком возрасте поменьше оставляй.
- Да, это бесполезно всё. Видимо, гены! - отмахивается Ксюша.- Никто с ней сидеть не хочет. Свекровь отказалась наотрез.
Ксения удочерила Вику, когда той было четыре месяца. До этого сама несколько лет пыталась сама забеременеть, много лечилась, делала несколько ЭКО, но всё безрезультатно. Ксюша ни от кого не скрывала, что Вика приёмная. Наоборот, всегда оправдывала поведение Вики этим фактом: "Не обращайте на неё внимание. У неё гиперактивность, и она у меня приёмная.".
Ни нежности, ни гордости, ни какого-либо участия к Вике. Этого нет. Ни приласкает, ни поцелует на людях девочку.
Вроде бы и заботится Ксюша о Вике: и одежда красивая, и причёска аккуратная. Водит её куда-то на кружки, занятия. Занимается с ней. Но вот нет в Ксюше именно материнской любви к Вике. Когда любят ребёнка за то, что он есть, любят в нем всё до малейшей капельки: носик, лобик, щёчки, улыбку, слезинку в уголке глаза, его проказы, ранку на ноге, улитку в ладошке... Этого нет. И Ксюша это чувствует.
Вот она со мной сейчас поговорила о детях, с другой матерью тоже поговорит. Всё смотрит, как я с сыном общаюсь, веду себя, совета спросит, как и что ей сделать по отношению к Вике. Но интуитивно материнство ей так не даётся. Такое чувство, что советы наши она выполняет, как домашнее задание в школе. Пытается, а потом бросит, опять махнет рукой на Вику "она у меня приёмная" и всё.
А дело то разве в том, что свой это ребёнок или чужой? К каждому ребёнку подход нужен. И контакт. В одной семье дети все разные. Каждый со своим характером, привычками. Материнство - это работа. В том числе и над собой.
Может, и всё Викины шалости от того, что она хочет, чтобы внимание на неё обратили, увидели в ней родную, свою. Не требовали послушания, а просто поиграли, поговорили. И, может, она не плавать любит, а танцы. Кто спрашивал её об этом?!
Напоследок, Ксюша показала Викин рисунок. Посмотри, говорит, что она у меня рисует. Рисунок был красочный, яркий. Что-то похожее на космическое пространство.
- Как ты думаешь, как она его назвала? - спросила меня Ксения.
- Может, космос? - предположила я.
- Политический хаос в мире. - ответила Ксения.
- Интересное мышление у твоего ребёнка. А ты на неё наговариваешь.
- Да ну, рисует всякую ерунду.
- Не ерунду. Сохрани рисунок, потом покажешь ей во взрослом возрасте.
- Думаешь? Ну, ладно.
Старайся, Ксюша, старайся. Раскрывай себя и душу свою для этой девочки. Её мама - это ты. Раз выбрала её, не опускай руки.