Найти тему
Сайт UBR.ua

Что не так с украинским MNP – абоненты не спешат менять оператора

Украинцы не спешат предавать полюбившихся мобильных операторов, невзирая на постоянные сообщения о грядущем росте цены. Спустя три месяца после запуска услуги смены мобильного оператора с сохранением номера (MNP) ею воспользовались лишь суть больше 15 тыс. абонентов, сообщила Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ).

Если принять во внимание, что общая абонбаза всех сотовых пользователей Украины по итогам второго квартала превысила 53,6 млн, то новым сервисом воспользовалось всего около 0,03%. Среди возможных причин столь откровенно слабого результата – низкая осведомленность украинцев об услуге и не слишком комфортная процедура.

Мобильщики готовятся поднять стоимость своих пакетов еще дважды

Напомним, что этот сервис заработал в нашей стране с 1 мая, а менять оператора можно не чаще одного раза в месяц. То есть не исключено, что за время существования MNP некоторые абоненты могли трижды воспользоваться этим сервисом.

Тысячи и миллионы

В Украине «мигрировать» с сохранением своего номера можно между пятью мобильными сетями. Ниже приведен их перечень с указанием размера абонбаз. «Киевстар» и lifecell успели отчитаться за второй квартал текущего года, Vodafone сделает это позже. Операторы «второго эшелона» не обнародуют свои данные публично.

Абонентская база:

  • «Киевстар» - 26,2 млн.
  • Vodafone – 19,6 млн (по итогам 1-го кв. 2019-го).
  • lifecell – 6,8 млн.
  • «Интернациональные телекоммуникации» («Интертелеком») – свыше 1 млн.
  • «ТриМоб» - несколько сот тысяч.

За апрель-июль «Киевстар» и lifecell потеряли 300 тыс. и 100 тыс. абонентов соответственно. Обе компании объяснили негативную тенденцию уменьшением числа тех, кто пользовался не одной, а несколькими SIM-карточками. Если по итогам второго квартала окажется, что и у Vodafone число абонентов сократилось, то с высокой вероятностью и этот оператор предложит публике похожее объяснение.

Почему наступило наихудшее время покупать новый смартфон

И здравый смысл в таком объяснении, конечно, есть. При населении 42 млн (данные Госстата на 1 июня 2019-го) у нас в стране с учетом даже младенцев насчитывается не менее 53,6 млн абонентов сотовой связи. Получается, что услугами мобильных операторов пользовались 127% украинцев. В более «тучные» года этот показатель превышал и 130%. То есть тенденция по отказу от лишних SIM-карт в Украине все же имеет место и она усиливается.

В теории услуга MNP могла бы ускорить процесс очистки абонбаз сотовых компаний от низкодоходных пользователей, но пока этого не произошло. Возможно, в будущем, когда процедура перехода к другому оператору станет проще и более удобной для абонентов, ситуация изменится.

«Внутрисеть» как закрытый клуб

Среди украинских операторов предоставление условно-бесплатных звонков внутри сети (условных, поскольку абонплату в той или иной форме платить все равно приходится) является многолетним стандартом. Поэтому, чтобы экономить на связи и не звонить по дорогим межсетевым тарифам, многие украинцы завели себе по две, а то и по три SIM-карты.

lifecell «отказался» от бесплатных внутрисетевых звонков

Однако самих операторов такая тактика не слишком радует. Ведь им нужно возвращать многомиллиардные инвестиции. Только на запуск 3G/4G за последние четыре года они потратили более 20 млрд грн.
Поэтому «Киевстар», Vodafone и lifecell неоднократно и планомерно повышали тарифы. Это и заставило многих пользователей отказаться от второстепенных сим-карт. И скорее всего такая тенденция продолжиться в последующие несколько кварталов.

Кто потерял, кто приобрел

По данным НКРСИ, за три месяца действия MNP было зафиксировано 15 193 случаев смены оператора с сохранением номера.

Несмотря на столь мизерный показатель – 0,03% от совокупной абонбазы – ведомство в своем официальном сообщении пришло к выводу, что услуга все же пользуется спросом. И обосновало свой оптимизм тем, что «общая динамика соответствует общеевропейскому опыту».

Среди операторов «большой тройки» счет перебежчиков шел на тысячи. У операторов второго эшелона результаты гораздо скромнее.

Общее количество перенесенных номеров на 1 августа 2019 года («плюс» указывает, сколько перешло в сеть данного оператора; «минус» – сколько ушло):

  • «Киевстар» +5 053 (-6 769).
  • Vodafone +5 144 (-5 152).
  • lifecell +4 548 (-2 943).

Получается, что в небольшом плюсе оказался только lifecell. Но на фоне общего снижения абонбазы за квартал – на 100 тыс. – такие цифры погоды не сделают.

Трудности переезда

Именно этот оператор многие годы выступал за внедрение MNP в Украине. Вероятно, рассчитывая переманить пользователей от двух крупнейших участников рынка. И именно lifecell подвергал критике процедуру MNP в Украине.

Украина вошла в ТОП-5 стран с самым дешевым мобильным интернетом

По мнению руководителя этой компании Исмета Языджи, самое слабое место в данной услуге – это необходимость обращения абонента к своему «старому» оператору. Ведь для того, чтобы перейти в другую компанию, сначала нужно зарегистрироваться. То есть предоставить свои паспортные данные, если ты обсуживаешься не на «контракте».

В этом месте потенциальный оператор-донор получает возможность удержатьпожелавшего воспользоваться MNP клиента. В пример того, как надо было сделать, глава lifecell приводил турецкий рынок. На котором действует упрощенная процедура MNP: абонент сразу же обращается к оператору-реципиенту. И за 10 лет со времени запуска этой услугой воспользовались 120 млн раз.

В Украине, правда, об изменениях в процедуре MNP пока даже не говорят. Но если это не произойдет, вряд ли миллионы украинцев пожелают сменить сесть с сохранением номера. «Старые» операторы будут прилагать максимум усилий, чтобы удержать мобильных «перебежчиков».

Еще одним свидетельством того, что услуга MNP не оказала ожидаемого влияния на рынок, являются тарифные линейки двух крупнейших операторов. Ни «Киевстар», ни Vodafone за последние три месяца не вывели на рынок пакеты, где бы не было разделения на звонки «внутри» и «вне» сети. Вот когда (и если) подобные тарифные предложения появятся, тогда можно будет сказать, что сервис MNP стал ощутимым фактором, на который операторы вынуждены будут обращать внимание.