В тексте комедии Островского "Свои люди сочтёмся" есть потрясающий список платьев. Собственно, это, скорее, не список платьев, а перечень достижений текстильной промышленности своего времени. Попробуем разобраться, как выглядели эти материи и почему купеческая жена наряжалась богаче аристократки.
Напомним, время первой публикации текста - 1850 год.
Липочка воображает себе, как вдруг к ней сватается военный (ее заветная мечта), и вот она, "конечно, в тюлевом". Основное свойство тюля - собственно, это и причина его изобретения - способность скрыть человека, при этом отчетливо показать его очертания. Ткань была изобретена в XV веке в городе Тюль во Франции по случаю бракосочетания французского короля. А точнее, как гласит легенда, будущая королева пожелала быть облаченной в такую фату. Вот и пришлось королю (и его подданным) постараться! В XIX веке тюль активно использовался в дамском гардеробе: вот Липочка воображает себя в таком платье по очень торжественному случаю.
Перейдем к самому интересному. Подхалюзин легко убеждает Липочку выйти за него фразой, что аристократки не так хорошо одеваются и, порой, пешком на базар ходят. Ездят и верно, четвернёй - только одна купеческая лошадь всей той четверни стоит. "Дома будешь в шелковом ходить" - обещает жених, и невеста забывает все свои прежние амбиции.
Подхалюзин слово сдержал:
Олимпиада Самсоновна. А вот считай: подвенечное блондовое на атласном чахле да три бархатных — это будет четыре; два газовых да креповое, шитое золотом — это семь; три атласных да три грогроновых — это тринадцать; гроденаплевых да гродафриковых семь — это двадцать; три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых — много ли это? — три да четыре семь, да двадцать — двадцать семь; крепрашелевых четыре — это тридцать одно. Ну там еще кисейных, буфмуслиновых да ситцевых штук до двадцати; да там блуз да капотов — не то девять, не то десять. Да вот недавно из персидской материи сшила.
Устинья Наумовна. Ишь ты, бог с тобой, сколько нагородила. А ты поди-ка выбери мне какое пошире из гродафриковых.
Олимпиада Самсоновна. Гродафрикового не дам, у самой только три; да оно и не сойдется на твою талию; пожалуй, коли хочешь, возьми крепрашелевое.
Устинья Наумовна. На какого мне жида трепрашельчатое-то: ну, уж видно нечего с тобой делать, помирюсь и на атласном, так и быть.
Олимпиада Самсоновна. Ну и атласные тоже — как-то не того, сшиты по-бальному, открыто очень — понимаешь? А из крепрашелевых сыщем капот, распустим складочки, и будет в самую припорцию.
Устинья Наумовна. Ну, давай трепрашельчатое! Твое взяло, бралиянтовая! Поди отпирай шкап.
Подвенечное блондовое платье - то есть из шелковых кружев, тоже считается. Его можно будет легко переделать и надеть снова. В перечне новых материй (а Липочка - дочь торговца красным товаром, все новости текстильные знает) первым делом стоят названия с корнем "гро". Грогрон, гроденапль и гродафрик - это разновидности шелковых тканей, где вторая часть слова указывает на место производства. "Гродафрик", к которому неравнодушна сваха, это африканское производство. А "гроденапль" - соответственно, неаполитанское. Самый лучший в перечне - грогрон, так как тоньше прочих, но при этом не менее прочный.
Муслинделиневые платья - наконец-то! - что-то новенькое и тёпленькое! Муслин - это тонкая материя из хлопка, а муслинделин - такая же тонкая и воздушная материя, но из шерсти и льна.
А вот сваха совсем от моды отстала! Кто же отказывается от крепрашелевого платья? Это креп золотисто-бежевого оттенка, названный в честь актрисы Рашель. В ее же честь была названа и пудра "Рашель". Актриса в те годы была на пике славы, ткань, соответственно, тоже. Отметим, что из такой дорогой и модной ткани у Липочки капот! То есть утреннее, домашнее платье, в котором ее никто, кроме мужа да близкого круга всё равно не видит! Подхалюзин слово сдержал: Липочка и дома в шелке ходит!
В общем, список солидный. Тут и бархат, и модные новые ткани. А вот о фасонах мы узнаем лишь то, что атласное платье очень открытое, вечернее. Никаких больше подробностей. Впрочем, так уж устроен мир Липочки, что чем богаче материя, тем красивее. Остальные тонкости излишни.
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", я одеваю литературных героинь.