Найти в Дзене
ART FLASH Magazine

Знакомимся ближе: Яёи Кусама

Оглавление

Японская художница, раскрасившая весь мир узором в горошек.

Источник фото: YAYOI KUSAMA by Riccardo Vecchio
Источник фото: YAYOI KUSAMA by Riccardo Vecchio
«Я надеюсь, что искусство сможет сделать мир спокойнее», – Яёи Кусама.

С 2013 года выставки Яёи Кусамы посетили более пяти миллионов зрителей, что делает её самой успешной из ныне живущих художников. Кроме того, её также можно смело назвать самой богатой художницей: в 2014 году картина Кусамы «Белый №28» была продана за $7,3 млн. Всё это не было бы столь удивительным для поклонников искусства без упоминания ещё одного интересного факта – Яёи Кусама уже более чем 40 лет находится в психиатрической клинике.

«Белый № 28», Yayoi Kusama, 1960
«Белый № 28», Yayoi Kusama, 1960

Творчество Кусамы глубоко психологичное. Уже с самого детства девочка выражала свои чувства и эмоции через картины: яркие краски символизировали эмоциональный подъем и жизнерадостность, тёмные – обычно совпадали с сильной психологической неустойчивостью и депрессией. Вдобавок к этому Яёи часто посещали слуховые и зрительные галлюцинации, и творчество помогало ей справляться с пугающими видениями.

В возрасте 10 лет Яёи обнаружила, что самое большое наслаждение она получает, когда рисует точки. «Когда я рисую точки, мои глаза начинают ярче блестеть. Точки вдохновляют меня», – призналась она в одном из интервью.

Яёи Кусама – Одержимая горошком, Tate. Источник: YouTube

Приступая к созданию нового шедевра, Яёи никогда не растягивает творческий процесс надолго: картина должна создаваться немедленно, ведь её направляют идея и желание автора изобразить целую вселенную на бумаге. Такая специфичная особенность художницы творить «здесь и сейчас» связана с тяжёлыми детскими воспоминаниями, когда мама часто вырывала из рук маленькой Яёи незаконченные рисунки и уничтожала их прямо на глазах у ребёнка. Чувство паники и страха от того, что картину у художницы могут отобрать в любой момент, сохранилось на всю оставшуюся жизнь. Все свои шедевры Кусама создает в максимально короткие сроки.

«Подари мне любовь», Yayoi Kusama
«Подари мне любовь», Yayoi Kusama

Родители никогда не хотели, чтобы Яёи становилась художницей. Воспитываясь в строгой патриархальной японской семье, девочка с самого детства должна была готовиться к тому, чтобы стать примерной женой. Мать сделала дочери выгодное предложение: если она будет посещать курсы по этикету, то также иногда сможет ходить в художественную школу. Яёи согласилась и полностью посвятила себя искусству, напрочь забыв про условия соглашения.

Сложные отношения в семье были не только между родителями и детьми: у отца Кусамы были романы на стороне, и мать отправляла девочку шпионить за ним. Такой травматический опыт сильно отразился на мировосприятии Яёи. В будущем тема секса часто будет проскальзывать в её творчестве, однако сама художница в течение всей своей жизни избегала интимных отношений с мужчинами.

Источник фото: Yayoi Kusama / Louisiana Museum of Modern Art
Источник фото: Yayoi Kusama / Louisiana Museum of Modern Art

Непонимание и многочисленные конфликты с родителями сделали своё: в возрасте 27 лет, когда Яёи, отказав нескольким мужчинам в замужестве, окончательно разочаровала свою мать, та предложила ей больше никогда не появляться в её доме. В ответ на это художница показательно сожгла две тысячи своих картин на глазах изумлённых родственников и в тот же день отправилась в Нью-Йорк, чтобы полностью посвятить себя занятию всей своей жизни.

Самые знаменитые творения Яёи Кусама

Текстильные скульптуры: предметы из множества мягких отростков и «стулья-пенисы»

Кусама была одной из первых японских художников, переехавших жить и творить в Нью-Йорк. Она была полна вдохновения и готовности удивлять американскую публику своим творчеством.

«Моей целью было только создание нового искусства в США. Я думала только об этом», – рассказывает Яёи Кусама

Однако творческий путь Кусамы был не таким однолинейным и простым, как она его себе представляла: в 60-е и 70-е годы положение женщин в сфере искусства было ограниченным. Большинство галерей выставляли работы исключительно мужчин-художников, а женщинам вообще не разрешалось проводить персональные выставки. Яёи была обескуражена этим фактом, ведь она специально переехала в прогрессивную страну, чтобы продемонстрировать себя широкой аудитории.

Тем не менее у художницы была возможность показывать свои картины и скульптуры совместно с другими современными художниками того времени, чем она успешно пользовалась. К примеру, знаковыми произведениями в творчестве Яёи Кусамы можно назвать её инсталляции из мягких текстильных скульптур.

Приходя на коллективную выставку нескольких художников, зритель сразу обращал внимание на большой диван в углу помещения, со всех сторон оббитый продолговатыми мягкими фигурами. Сама Яёи называла эти фигуры пенисами. Странный, притягательный внешний вид и броское название создали небывалый ажиотаж вокруг инсталляции художницы: каждый второй посетитель желал посидеть на волшебном диване.

Инсталляцией Кусамы были потрясены не столько зрители, сколько сами художники: некоторые из них даже решили перенять идею Яёи и воплотить её уже в своих произведениях. Например, Клас Олденбург также начал создавать текстильные скульптуры, а Энди Уорхолл позаимствовал у художницы повторяющиеся изображения в обоях в своём знаменитом шедевре «Банки с супом Кэмпбелл». Такое копирование очень расстраивало Яёи (в основном потому, что искусство мужчин-художников замечалось чаще и привлекало к себе больше внимания), что послужило одним из поводов к дальнейшей затяжной депрессии.

Сети бесконечности

Тема цикличности и постоянного вездесущего повторения постоянно присутствует в творчестве художницы. Таким своеобразным способом она стремится побороть свои страхи и справиться с психологической нестабильностью. Яёи разрушает пространственные границы между вещами и создаёт совершенно новое произведение искусства – многоликое и бесконечное.

«Бесконечный», Yayoi Kusama, 1984
«Бесконечный», Yayoi Kusama, 1984

Бесконечная зеркальная комната

В 1965 году Яёи приходит идея создания бесконечного замкнутого пространства – маленького мира, заключённого в огромную коробку, где каждый желающий смог бы насладиться красотой окружающего и самого себя.

Такое головокружительное зрелище стало настоящей сенсацией в мире искусства. Оформление психоделического пространства в инсталляции отражало и состояние самой художницы: она будто постоянно ходила по краю, находилась на грани между жизнью и смертью.

Впоследствии зеркальные комнаты бесконечности периодически появлялись на выставках Кусамы. Она постоянно экспериментировала с «наполнением» комнаты, украшая её то текстильными фаллосами, то яркими фонариками, но чаще всего это были те самые точки.

Installation view of Yayoi Kusama in Infinity Mirror Room – R. Castellane Gallery, New York, 1965. © Yayoi Kusama. Courtesy of Ota Fine Arts, Tokyo / Singapore, Victoria Miro Gallery, London, David Zwirner, New York
Installation view of Yayoi Kusama in Infinity Mirror Room – R. Castellane Gallery, New York, 1965. © Yayoi Kusama. Courtesy of Ota Fine Arts, Tokyo / Singapore, Victoria Miro Gallery, London, David Zwirner, New York

Сад нарциссов

Your Narcissism for Sale («Ваш нарциссизм на продажу») – такая табличка украсила территорию, где проходила Венецианская биеннале в 1966 году. Яёи принесла с собой полторы тысячи зеркальных сфер и уложила их на газоне. Каждый желающий мог купить своеобразный «нарцисс» в саду Кусамы всего за два доллара. Организаторы биеннале были поражены тем, что устроила Яёи: раньше предполагалось, что искусство – это обязательно очень дорого и элитарно, но сверкающее великолепие сада Кусамы предназначалось для всех. 

Так Яёи Кусама выразила свой протест и обратила внимание на проблему коммерциализации арт-сферы. С другой стороны, задумка художницы выражалась и в принципе изменчивости экспозиции: каждый желающий, покупающий и забирающий шар из инсталляции себе, изменял таким образом весь облик сада Кусамы.

Яёй Кусама и «Сад нарциссов» (1966) на Венецианской биеннале, Италия, 1966. © Яёй Кусама. Источник фото: Дэвид Цвирнер, Нью-Йорк; Ota Fine Arts, Токио / Сингапур / Шанхай
Яёй Кусама и «Сад нарциссов» (1966) на Венецианской биеннале, Италия, 1966. © Яёй Кусама. Источник фото: Дэвид Цвирнер, Нью-Йорк; Ota Fine Arts, Токио / Сингапур / Шанхай

Мерцающие огни душ

Вдохновлённая бесконечными просторами вселенной и её необычайной таинственностью, Яёи часто задумывалась над тем, как самостоятельно воссоздать космическую атмосферу в своей инсталляции.

В 2008 году мир увидел новое творение Кусамы – «Мерцающие огни душ». Инсталляция представляет собой комнату четыре на четыре метра, стены и потолок которой покрыты зеркалами, а на полу располагается бассейн с небольшим мостиком.

Главное украшение инсталляции – конечно же, светящиеся фонарики, постоянно меняющие цвета. Фирменный горошек Кусамы прослеживается даже здесь, а это означает, что в любой детали, окружающей нас, в природе и ночном небе Яёи Кусама всегда видит нечто большее – бесконечное космическое пространство, окутывающее зрителя с головы до ног.

Мерцающие огни душ, Яёи Кусама, 2008. Источник: YouTube

Множественные финансовые трудности, ситуации с непониманием публики и плагиатом на произведения Яёи, проблемы в личной жизни, а также известие о смерти отца сильно повлияли на художницу: галлюцинации стали волновать Кусаму чаще, а навязчивые мысли о самоубийстве не выходили из головы. На протяжении жизни Яёи предпринимала несколько попыток уйти из жизни. В 1977 году она окончательно решила заняться своим здоровьем и начала посещать психиатрическую клинику. С тех пор Яёи живёт в своём собственном ритме: рано утром начинает работу над своими новыми шедеврами, а уже после проходит арт-терапию в больнице.

«Среди волны людей я умудрилась выжить и прожить такую долгую жизнь. Сколько раз я подумывала о том, чтобы приставить нож к горлу в поисках смерти.  Я собралась с мыслями и снова встала. Мне нужен яркий солнечный свет жизни. Я хочу жить вечно», – Яёи Кусама

Старушке уже стукнуло 90 лет, но она совсем не торопится заканчивать карьеру художницы. Яёи Кусама – имя, знакомое любому искусствоведу и ценителю современного искусства, вряд ли в ближайшее время станет упоминаться реже. Бесконечность, укутанная миллионами разноцветных точек, вдохновляет художницу и по сей день. Возможно, если дать волю её фантазии, она сможет и весь мир разрисовать в мелкие горошины.

С чего начать своё знакомство с творчеством Яёи Кусама

1. «Кусама: Бесконечные миры» – документальный фильм Хезер Ленц, рассказывающий историю самой продаваемой художницы в мире: от тяжёлого детства в Японии до радикальных выставок и мировых шедевров.

Где посмотреть: На ivi

2. Kusama's Self-Obliteration – короткометражный фильм, сценарий к которому написала сама Яёи.  В течение всего фильма художница рисует точки повсюду: на себе, предметах, животных, растениях, одновременно растворяясь в пространстве, становясь его частью.

Где посмотреть: На YouTube

3. «Yayoi Kusama: From Here to Infinity!» – детская книга о жизни и работах художницы, которая будет интересна как юным искусствоведам, так и взрослым любителям прекрасного. В книге очень много авторских иллюстраций и интересных фактов о жизни художницы.

Где купить: На Amazon

4. Лекция Ирины Кулик «Яой Кусама – Даниэль Бюрен» – видеолекция от Музея современного искусства «Гараж», подробно описывающая творчество эксцентричной японской художницы, которое зачастую носит автобиографический характер.

Где посмотреть: На YouTube

5. Работы Яёи Кусамы на официальном сайте MoMA – картины, архивные фото и многое другое. Отличный способ проникнуться творчеством художницы и заглянуть в самую бесконечность её искусства.

Где посмотреть: На MoMA

Оригинал публикации ищите в блоге ART FLASH

Читайте также:

-8

Знакомимся ближе: Марина Абрамович

-9

Арт-персона: художник Анастасия Копытцева о ценности картин, женских образах и честности с собой