Строительство стены на границе с Мексикой, массовые рейды по выявлению нелегальных мигрантов, дополнительные ограничения на получение убежища, давление на третьи страны, чтобы те жёстче контролировали миграционные потоки и держали десятки тысяч людей подальше от американской границы – это все ужесточения миграционной политики президента США Дональда Трампа. Недавно этот список пополнился новой мерой - «не давать убежища мигрантам ранее не просившим его в «безопасной третьей стране». Это выводит на авансцену Гватемалу, которой волей США предстоит стать той самой «третьей безопасной страной» для мигрантов из Центральной Америки.
Что за «третья безопасная страна»?
Соглашения о безопасных третьих странах требуют, чтобы мигранты и беженцы искали убежище в первой безопасной стране (т.е. не в стране происхождения мигрантов), которую они достигли. Эти соглашения, как правило, заключаются между двумя странами (например, соглашение между США и Канадой) или между группой стран в определённом регионе (например, Дублинская система в Европе).
Между президентами Гватемалы и США на этой неделе планировались переговоры, результатом которых должно было стать подписанное соглашение «о безопасной третьей стране». Это означало бы, что все транзитные мигрынты (сальвадорцы, гондурасцы, никарагуанцы и бог знает, кто еще), попав на территорию Гватемалы должны бы были подать заявление на убежище в этой стране. Выгода для США очевидна - это отодвинет от нех подальше потоки мигрантов, которые не смогут попасть в Мексику из-за усиленных мер безопасности на гватемальско-мексиканской границе и останутся в Гватемале.
Администрация Трампа что есть силы давила на Гватемалу, чтобы подписать соглашение «о безопасной третьей стране». 11 августа в стране будет второй тур президентских выборов и нынешний президент Гватемалы Джимми Моралес собирался 15 июля в гости к Трампу, чтобы сделать тому «прощальный подарок» (и, вероятно, обеспечить себе классную пенсию). Всё шло хорошо, но в последний момент в дело вмешался Конституционный суд Гватемалы, который сорвал встречу двух президентов, напомнив правительству Джимми Моралеса, что решение превратить страну в зону ожидания для мигрантов или беженцев, стремящихся попасть в США это перебор да и вообще такое решение должно пройти через Конгресс. Также Конституционный суд Гватемалы постановил, что подписание этого соглашения нарушает основные права не только гватемальцев, но и иностранцев, которые в качестве беженцев могут просить убежища.
«У нас ничего нет»
Конгресс такое решение вряд ли одобрит. Вот как описал перспективы ратификации соглашения депутат от партии Todos Жан Поль Бриер:
«Тема очень деликатная. Гватемала не готова быть безопасной третьей страной. У нас нет условий, требуемых Венской конвенцией, подписанной в 1951 году. В стране должны быть система здравоохранения, безопасность, образование, доступ к жилью и временная работа для людей, ожидающих такой процедуры - у нас ничего этого нет».
Кандидат в президенты Сандра Торрес (набрала больше всех голосов в первом туре выборов) заявила, что «это соглашение наносит ущерб суверенитету, который он (Джимии Моралес) требовал защищать».
Она предупредила, что при подписании соглашения на страну будут наложены экономические обязательства, которые она «не можем взять на себя» и это приведет к гуманитарному кризису.
Есть серьёзные основания сомневаться в том, сможет ли Гватемала обеспечить процедуру ожидания беженцами решения о предоставлении убежища. У правительства Гватемалы нет ресурсов, чтобы помочь мигрантам, подающим ходатайство на предоставление убежища в США. Десятки тысяч гватемальцев сами выехали из страны только в этом году, а Гватемала остаётся одной из самых опасных стран Латинской Америки, о чём свидетельствуют более 190 000 человек, покинувших страну в поисках безопасности и лучшей жизни за последние 9 месяцев. По данным Агентства ООН по делам беженцев, за убежищем в Гватемале с января по ноябрь 2018 г. обратились всего 260 человек.
Что будет?
Если всё же уходящему правительству удастся каким-то образом продавить подписание с США соглашения «о безопасной третьей стране», это, вероятно, побудит людей использовать другие маршруты в США.
Кроме того, это создаст дополнительные стимулы для мигрантов и беженцев не встречаться с должностными лицами, пока они находятся в Гватемале, они как призраки будут возникать сразу на территории Мексики. Такой спрос очень быстро создаст сложные сети контрабанды, подстегнет рост коррупции и увеличит уровень преступности.
Как нужно?
Есть несколько вариантов решения проблемы миграционных потоков в правовом поле, которые, правда, требуют активного участия США и некоторых других стран в этом процессе. Например, можно было бы расширить визовые возможности для центральноамериканцев, чтобы те получали работу в Мексике, которая сталкивается с нехваткой рабочей силы, особенно на севере страны.
Еще один вариант - создать внутригосударственные механизмы, которые позволили бы беженцам подать заявление на убежище в Соединённых Штатах или других государств, не покидая родную страну.
В любом случае ясно, что подписанием соглашения о безопасной третьей стране миграционная проблема не решится.