Забайкальский край вошел в состав Дальневосточного федерального округа Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 года. Интеграция шла по двум блокам: социальный и экономический. На сегодняшний день мы можем констатировать, что запланированное – реализовано. Интеграция проходит без сбоев.
СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК.
В рамках Государственной программы развития Дальневосточного федерального округа выделяются средства на социальное развитие центров экономического роста. Таких центров на Дальнем Востоке (уже с учётом Забайкальского края) 58. В каждом были определены социальные объекты, которые нужны региону или требуют реконструкции и обновления. Их на сегодняшний день – 431. Все объекты мы согласовали с ФОИВами с учетом потребности, и исходя из существующих отклонений. То есть старались выделить деньги на то, чего не хватает.
14 марта этого года на заседании Подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке под председательством вице-премьера Юрия Трутнева было одобрено финансирование 73 социальных мероприятий в Забайкальском крае. До 2021 года из федерального бюджета краю выделено 9,4 миллиарда рублей (2019 год – 3,4 млрд. рублей, 2020 год –3,1 млрд. рублей, 2021 год – 2,9 млрд. рублей).
Лимиты утверждены. Деньги уже находятся на счетах края. Поэтому сейчас от региональной власти требуется четкий контроль и доскональное выполнение своих обязательств. Хочу отметить также, что перечень всех объектов и, соответственно, сумм, мы передали и в надзорные органы. Чтобы структуры сопровождали, и деньги не были расхищены, и программа не была дискредитирована.
Также очень важно, чтобы регион сейчас сумел развернуть мощности. Ведь, будем откровенны, такого объёма строительства одновременно не было; строительная отрасль находилась в застое. Поэтому сейчас надо максимально активизироваться.
Итак, что планируется на три года:
Ещё одно направление социального блока интеграции — это авиационная доступность.
В целом, хочу отметить, что по субсидируемым авиаперевозкам изменения в хорошую сторону наметились во всем Дальневосточном округе. А именно. Увеличилось финансирование в 3 раза. Сейчас это 8,2 миллиарда рублей. Помимо этого, программа стала круглогодичной, увеличилась сеть маршрутов до 134-ёх, и право купить льготный билет получили многодетные семьи. К слову, их на Дальнем Востоке 125 тысяч.
Благодаря принимаемым мерам, в 2019 году с/на Дальний Восток смогут «долететь» больше 1 млн 200 тысяч пассажиров.
В рамках этих цифр – по магистральным направлениям - 50 тысяч забайкальцев смогут воспользоваться льготными авиабилетами и улететь в такие города, как Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Симферополь. Но на рейс в Симферополь пока не заявилась ни одна авиакомпания; в чем проблема? Недостаточный размер субсидии или потребности всё же нет? Нужно разбираться.
В части доступности субсидируемых региональных воздушных перевозок Забайкалью выделено 177 миллионов рублей. Это возможность перевезти 18 тысяч пассажиров. Рост по сравнению с прошлым годом - почти в два раза. А в перечень субсидируемых региональных авиамаршрутов вошли четыре: в Иркутск, Якутск, Красноярск и Екатеринбург.
В авиационной доступности немаловажным является модернизация и реконструкция аэропортовой инфраструктуры, поскольку от этого зависит устойчивая и развитая транспортная доступность региона. Так, в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусмотрена реконструкция аэропортовых комплексов Чара (село Чара) и Кадала (город Чита) с ресурсным обеспечением из федерального бюджета в 4,3 млрд руб. По Читинскому аэропорту уже началась подготовка к проведению проектно-изыскательских работ. Строительство начнется в 2022 году.
Ещё одна преференция, которая существует на Дальнем Востоке — это механизм упрощенной процедуры получения земли. И сегодня, 1 августа, программа «дальневосточный гектар» стартовала в Забайкалье.
Хочу сказать, что нам важно не просто раздать землю, а поддержать людей. И сегодня забайкальцы могут начать выбирать себе землю, а также готовить проекты для получения грантов и субсидий, чтобы реализовать свои идеи. В крае можно воспользоваться сельскохозяйственными грантами, получить льготные кредиты для малого и среднего предпринимательства, поучаствовать в программе льготного лизинга оборудования. Отмечу, что вместе с Агентством по развитию человеческого капитала, мы будем следить за востребованностью этих мер и готовить предложения по актуализации перечня.
Перед запуском программы «дальневосточный гектар» ВЦИОМ провел опрос среди забайкальцев, готовых взять земельные участки. Большинство опрошенных планирует на своих гектарах построить дома. И это желание полностью схоже с обще-дальневосточной тенденцией: 53 % участников программы взяли землю под ИЖС. Но, к сожалению, не у всех есть финансовая возможность для строительства.
Мы решили поддержать этих людей. А также молодые семьи, которые хотят жить, работать, воспитывать детей на Дальнем Востоке, но не имеют денег на собственное жильё. Министерство разработало программу льготной ипотеки. Под 2 %. Получатели - две категории: молодые семьи до 35 лет и «гектарщики», которые будут строить дома.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК.
Министерство, совместно с подведомственным Агентством по привлечению инвестиций, начало работу по изучению инвестиционных возможностей региона по отраслевому принципу; с точки зрения будущей работы с российскими компаниями и иностранными инвесторами. Мы видим забайкальский потенциал – это запасы природных ресурсов (21% общероссийских запасов урана, 30% молибдена, 25% меди, 23% титана, 16% вольфрама, 13% серебра, 9% золота, 24 месторождения угля), агропромышленный и леспопромышленный комплексы (1,4 млн гектаров свободных земель сельхозназначения / возможность ежегодного освоения расчетной лесосеки в объеме 9,6 млн. м3), выгодное транспортно-географическое и приграничное расположение.
В первую очередь мы распространяем на регион систему налоговых льгот и преференций – это территории опережающего развития, а также инструмент инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов.
Реализация этих первых проектов в ТОР позволит максимально использовать потенциал региона.
Инфраструктурная поддержка оказывается как новым предприятиям (проект по разработке золоторудного месторождения "Наседкино"), так и действующим (строительство "Рудника № 6").
Важна сейчас и работа по реконструкции приграничной инфраструктуры.
1064 километра – это длина российско-китайской границы, расположенной в Забайкалье. Но местные пункты пропуска находятся в неудовлетворительном состоянии, а проход границы – порой достигающий трех суток – просто неприемлем. Мы проработали этот вопрос с министерством транспорта. Евгений Иванович заверил, что из всех пунктов пропуска, которые получат средства на реконструкции, пункт пропуска Забайкалья возьмут в приоритет. Минтранс готов взять на себя такие обязательства.
Железнодорожный пункт пропуска «Забайкальск» реконструируется в рамках ФЦП «Госграница». А вот автомобильный пункт пропуска вошел в федеральный проект «Логистика международной торговли». Окончание работ – сентябрь 2023 год.
В заключении хочу отметить, что мы ведем скрупулёзную работу по анализу уже действующих преференций. Поскольку мы понимаем, что придумать «раз и навсегда» - невозможно. Мир меняется стремительно, и мы должны за ним успевать. И с нами в команде теперь и Забайкальский край.