ПОРТРЕТ XXI ВЕКА
Перед нами пережившая травматическое событие Селеста, которая выжала из травмы максимум продуктивности, став поп-исполнительницей. Сама она говорила о попсе как о музыке, с которой можно забыть о проблемах. Так вот об этом наш фильм.
Портман прекрасно выложилась, показав отличную актёрскую игру. Она держит две линии: сестринскую и линию мать-дочь. Через дочь переносится реальное отношение к героине, а через сестру нечто более глубокое типа морали. "Типа" потому что обобщать до подобных категорий достаточно глупо. Диалоговых сцен, где именно многофункциональный диалог бьёт зрителя в самое сердце, мало, но гораздо больше мы должны понять через режиссуру (что странно для фильма, поставленного актёром).
Здесь крайне приличный монтаж. Работа со звуком и композицией доведена до идеала. Нет неважных фрагментов, как например адресный план города в ситкоме. Виды Нью Йорка и других городов подчёркнуты экспрессивной музыкой в духе Лигети, придающей многозначительности и ясности. Статичные кадры центрованы. Перед нами почти всегда одинокий небоскрёб на фоне других. Разве это не передаёт ощущение героини? То же самое верно и для других городов. Особняком стоит Европа, представленная быстрой нарезкой сменяющихся кадров самого разного толка под национальную музыку. Здесь мы получаем ощущение мимолётности и быстротечности от этой поездки.
Форма тоже важна. Автор поделил фильм на несколько частей: Прелюдия, Акт 1 Рождение, Акт 2 Перерождение, Финал. В прелюдии мы наблюдаем школьные годы. Стрельба в школе - травматическое событие. Травма смакуется. Да, это ужасно и страшно, но всем интересно. Первый акт демонстрирует всё ту же школьницу Селесту, но у неё уже есть менеджер и пиарщик, она пишет альбом и теряет девственность, снимает свой первый клип. Всё это как-то невзначай и между делом. Ей 14, но она пережила ужасную трагедию и именно поэтому с ней необходимо общаться как со взрослой. Она это принимает и старается стать взрослой в своих глазах. Второй акт переносит нас в настоящее, где взрослая Селеста готовится к туру в поддержку нового альбома. У неё есть дочь (которую играет та же актриса, что играла Селесту в юности), которую сторожит сестра. Здесь все лишь намеченные ранее конфликты выходят на новый уровень. Селеста импульсивна, говорит сразу обо всём, режет с ножа всё, что думает. Осознаёт ли она сказанное в полной мере - это отдельный большой вопрос. Её равнозначно волнует ужасная пропасть непонимания с сестрой (которую она считает завистью) и то, как она выглядит на коровой на плакате. Здесь происходит ещё одно важное событие. Террористы расстреливают отдыхающих в Хорватии в масках из её первого клипа. Её это должно трогать, говорит пиаршик, но это лишь ширма. Селесте нет ни до кого дела. Возможно даже до себя. Она делает то, что должна, что считает необходимым.
Финал. Перед нами большое шоу Vox Lux. Вот мы только что говорили о поддержке, размышляли о подростковом сексе, боге, заботе. Но на сцене мы просто поём песни, которые вы хотите услышать. Привязчивые, развязные, пустые. Возможно именно это хотел показать нам автор в портрете XXI века. В мульсериале "Рик и Морти" Саммер, осознав травматическое событие, услышала от матери сочувствие. Однако Саммер на это холодно ответила ей: "моё поколение ест травму на завтрак". Абстрактные и сложные категории более не интересны. Это поколение решает только сиюминутные проблемы, до остальных им нет дела. Портрет нарисован.