Чарльза Макинтоша знают прежде всего как экстравагантного дизайнера интерьеров и архитектора: он создал проект Школы изящных искусств в Глазго, попал на стофунтовую купюру и вообще заставил шотландцев полюбить модерн. Причем полюбить настолько страстно, что год назад телекорреспондент во время пожара в Школе изящных искусств расплакался прямо перед камерами. Возможно, иные шотландцы любят его даже больше, чем виски.
Почему я назвала Макинтоша экстравагантным? Отвечу вопросом на вопрос: а Вы видели где-нибудь декоратора, который полгода жил в одном доме с заказчиком, чтобы понять его потребности и создать максимально индивидуальный проект? Чарльз Макинтош поступил именно так, когда продумывал интерьер "Дома на холме". Кстати, сейчас в нем может остановиться каждый желающий. Если его занесет в шотландский Хеленсбург с 236 фунтами в кармане, конечно.
Ещё один занимательный факт — и перейдем к живописи. Сорт яблок макинтош вывел дальний родственник нашего сегодняшнего героя. Сочные наливные фрукты с кислинкой так полюбились основателю одной небезызвестной компьютерной компании, что он назвал ее в их честь. Так что шотландский художник и архитектор очень опосредованно связан с фирмой Mac — что называется, через семь рукопожатий.
Чарльз Макинтош, росший в семье с 10 братьями и сестрами, никогда не отличался сибирским здоровьем. Он с детства был болезненным ребенком и находил отдушину в творчестве, рисуя акварельные гербарии. После окончании Школы изящных искусств (да, той самой, которую он потом перестроил) художник вместе с сокурсниками основал "Группу четырех". А после по классике жанра женился на одной из ее участниц — Маргарет Макдональд. До конца своих дней супруги творили вместе.
Возможно, Вы уже читали мою статью "Болезни великих художников, которые мешали им творить". Так вот, в ряд знаменитых страдальцев можно было бы поставить и Чарльза Макинтоша. В сорок с лишним лет он начал слепнуть. Но ни проблемы со зрением, ни непонимание его творчества соотечественниками не помешали ему создать серию из трех десятков цветочных работ для экспозиции в Германии. Увы, она сорвалась из-за Первой мировой войны, как и переезд семьи Макинтоша в Вену. Там, в отличие от родной Шотландии, их искусство принимали с распростертыми объятиями.
Для славы на родине художнику не доставало одного — умереть. Он написал 40 новых акварелей для выставки в Лондоне, но ей тоже не суждено было состояться. На сей раз из-за смерти художника от рака языка и горла.
После просмотра этих вдохновляющих натюрмортов никто не удивится моим словам о том, что Макинтош обожал цветы. Он даже выбрал розу в качестве символа "Группы четырех". Подчеркнуто декоративные, нежно-графичные, полупрозрачные, с резким и геометрическим контрастом между тенью и светом на лепестках — гвоздики, пионы, тюльпаны, ирисы и анемоны... Его акварельные зарисовки напоминают одновременно и японские гравюры укиё-э, и творчество импрессионистов, и даже нашего Врубеля.
Помимо ботаники частым сюжетом работ автора были городские пейзажи. Вполне предсказуемо для архитектора, влюбленного в свою профессию.
Надеюсь, Вам понравилось творчество шотландского мастера на все руки: дизайнера и архитектора, а для меня в первую очередь волшебного художника и графика. Делитесь статьей с друзьями: сделайте их сегодняшний день чуть прекраснее и цветочнее!