Когда у нас в РФ человек приходит на государственную должность, у него есть выбор из трех вариантов.
Первый вариант – самый удачный, когда от вашей должности зависят какие-то люди. Конечно, это должны быть люди из народа - если это будет человек также с государственной должностью, то добра не жди. Любая корзинка с колбаской от него может обернуться долгим сроком изоляции от хорошего общества.
А так вы просто заходите к себе в кабинет, а к вам – уже очередь. Люди очень хотят получить от вас справку, разрешение, подпись на акте, и т.д.
А вы запускаете просителя, смотрите в его бумажку и говорите ему: «Ну, дело, конечно, непростое. Но, вот, к слову - вы ведь любите Родину?»
Нет, это не код! Это совсем не означает, что хотите получить от него взятку. Вопрос честный – и совсем без подвоха!
И проситель, конечно, уверяет вас, что он очень – очень-очень! – любит Родину!
Ну, очень-очень! – не надо, но вы могли бы, к примеру, сделать благотворительный взнос в Фонд Василия Блаженного? Как - могли бы?
Да, конечно – отвечает проситель. А, простите…
Ничего, ничего. Я думаю, тысяч двадцать для вас проблемы не составит. А вопрос ваш, конечно, очень сложный.
Да-да, конечно! Дайте мне только номер счета. Напишите вот здесь, на листочке.
Есть в Интернете – отрубаете вы - А ваш вопрос я думаю решить за неделю.
Нет-нет, я управлюсь за два дня!
Хорошо, жду вас в среду.
И всё! Вы – при должности, ваша жена трудится исполнительным директором Фонда Василия Блаженного и она только что купила квартиру напротив ГУМа. Вы с ней не ссоритесь и тоже в этой квартире бываете.
Второй вариант – вы должны кого-то проверять. Здесь уже просто сидеть в кабинете не получится, в этом варианте надо ходить по объектам.
Но здесь тоже – свои правила.
К примеру, вы приходите на объект, идете прямо к директору и объясняете ему ситуацию
В день я должен проверить пять объектов и выписать штрафов за нарушения на сумму в 100 тыс. рублей. Это большая работа, но я решил начать с вас. И вот что я у вас вижу. Чтобы проверить у вас всё, нужно много времени, но я уже вижу у вас нарушений примерно на 150 тыс. руб.
Почему так много? Но у меня же план, а весь день у меня уйдет на проверку только одного вашего объекта. Вот и считайте.
Но можно поступить и по-другому. Для ускорения я нахожу у вас нарушений только на 30 тысяч, а вы заполняете этот акт с двумя мелким нарушениями и вписываете вот сюда, в эту строчку, штрафы на 5 тыс.
Кстати, где у вас можно руки помыть? А портфель я вот здесь, на столе, пока оставлю.
Ну, вот, двигается дело? Портфель вам мой не помешал? А то, я смотрю, он как-то сдвинулся. Ничего, ничего, я уже поправил. А вы пишите, пишите!
А пока время идет, я бы чайку выпил. Серый Эрл мне очень нравится!
Итак, всего полчаса работы, и остаток рабочего дня – еще на четырех клиентов.
При этом варианте главное – не нарушать графика. Князь Игорь как-то ошибся, посетил древлян дважды и…В общем, Ольге, жене этого князя, его потом вернули уже в разобранном виде. Ну, она, конечно, разнервничалась и потом долго с этими самыми древлянами разбиралась.
Ну – это было давно, сейчас люди все, в общем-то, вполне цивилизованные.
А третий вариант – он самый сложный, на него стоит идти только, если никак не проходят первые два варианта.
Это означает, что надо придумать себе работу. И тут надо реально пошевеливаться. А то сейчас в моду вошли всякие реорганизации, и если с фантазией у вас плоховато, то можно легко попасть под очередное сокращение штатов.
А работу надо не просто придумать, ей еще надо и правильное обоснование – чтобы всем было сразу понятно, что с ней может справиться только человек ваших компетенций и вашего богатого опыта. И что для охвата всего объема – вообще-то, необъемного! - этой работы нужно дать вам в подчинение еще человек 50-55, лучше – 70, которые войдут в состав нового, отдельного, Главного департамента по этому важному направлению.
При этом понятно, что Главным начальником этого Главного департамента можете быть только вы и что с учетом всех трудностей и важностей всей этой работы вам необходимо будет занять еще и должность заместителя министра. По совместительству, конечно, всё -за один оклад и только при одном персональном автомобиле. Личных шоферов, разумеется, надо двух.
Как это делается на практике? Вот пример.
Чувствуете, вас могут сократить. Но вот есть идея – регистрировать врачей, почему-то не являющихся юридическими лицами!
Что, не годится? А учителей? А поваров? А сантехников? Всё – не то?
Но вот, попал, кажется: давайте регистрировать «предпринимателей без образования…Тоже не годится? Тогда – «без образования юридического лица». ПБОЮЛ! Есть! Попал в точку!
Так, нужен отдельный закон – есть! Нужны правила, присутственные места, график работы, часы приема посетителей, охранники, уборщицы, и т.д. И вот – положение, инструкции, штаты, сметы!
И поверху всего надо обязательно отдельный департамент. А начальник уже есть: я - готов, я – во всем полном курсе! Вот и проект приказа.
И работа пошла!
А вот еще - давайте регистрировать ИЧП! И опять – все по списку! И – есть еще один департамент.
А вот давайте регистрировать ИП. И работа – опять кипит!
А ну давайте регистрировать СЗ – самозанятых! Есть – работа! И есть - еще департамент!
А давайте попробуем… Что, уже нечего больше предложить? А если вас – под сокращение штатов?
Нет, не надо! Я вот - уже придумал: Давайте регистрировать семейные бизнесы!
О, вот это – находка!
Да вы только послушайте! Для этой работы надо – три департамента! А может – даже и министерство! Вы – министром, а я к вам - замом. А начальниками департаментов – у меня есть брат родной, брат двоюродный и еще сестра, с двумя языками…
Что?
С двумя иностранными языками и международный мастер художественной ходьбы на месте. Почти чемпион Европы!
Есть! Классно! Идем к президенту, готовим новый закон. Но главное – штаты и сметы! Ты понял? Главное – сметы и штаты! Штаты и сметы!
И – побольше валютных расходов на изучение иностранного опыта!
Вот-вот! Или – нет, давай с этим изучением пока погодим…
А почему погодим? Вот мы вам сейчас поможем – и нам даже и валюты никакой не нужно.
Мы просто забираемся в Интернет, находим сайт госслужб Великобритании и видим…
Что мы там видим – сейчас мы это вам коротко перескажем.
А до этого напомним, что Англия – первая страна классического капитализма, что по английскому праву работают все биржи мира и что Англия – именно та страна, в которой впервые появились акционерные компании и банки.
Смотрим теперь в английские законы – есть в них ПБОЮЛы, ИЧПисты, ИПины, СЗонцы и СемБизы?
Нет их там! Есть люди, есть предприниматели, есть компании, банки, фонды и даже трасты, а вот всех этих наших Юлов и Зонцев у них нет! И никогда не было?
А как же они тогда выживали, кого же они тогда регистрировали, учитывали, считали и ликвидировали? Да-да, ведь только с ликвидацией всех этих субъектов мороки хватит не на один департамент!
А что есть? Есть только одно правило: либо ты наемный работник, либо нет. Если да – то тебя зарегистрирует сам твой работодатель.
Если нет… Регистрируйся сам?
А вот и нет! Читайте дальше всё следующее очень внимательно!
Вы должны – просто обязаны! – «сообщить в Налоговую службу и в управление Министерства социального обеспечения, что ВЫ НЕ РАБОТАЕТЕ ПО НАЙМУ».
Сообщить! Можно письменно, а можно и по телефону. А если вы сильно Интернет-продвинутый – то можете отправить такое сообщение прямо на сайты этих организаций.
И что дальше? А ничего! Индивидуальному предпринимателю в Великобритании нигде не надо регистрироваться, не надо ни перед кем отчитываться и не надо никуда ничего писать!
А что надо? Надо в своих договорах, контрактах, и т.д. указывать всегда свое имя (свое НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ!) и свой почтовый адрес (свой НАСТОЯЩИЙ ПОЧТОВЫЙ АДРЕС!).
Теперь – о бизнесе в форме товарищества (партнерства). Это – если вы собираетесь заниматься бизнесом в группе из двух и более лиц.
Абсолютно то же самое! Этому товариществу в Великобритании нигде не надо регистрироваться, не надо ни перед кем отчитываться и не надо никуда ничего писать!
И не надо даже заключать и самого формального договора о создании товарищества – так есть по закону, хотя на практике лучше на бумаге такой договор между всеми товарищами (партнерами) все же иметь.
А что надо? Надо в своих договорах, контрактах, и т.д. ВСЕМ ТОВАРИШАМ (ПАРТНЕРАМ) указывать свои имена (свои НАСТОЯЩИЕ ИМЕНА!) и свои почтовые адреса (свои НАСТОЯЩИЕ ПОЧТОВЫЕ АДРЕСА!).
А что касается налогов, то опять вы все, товарищи и партнеры, обязаны «сообщить в Налоговую службу и в управление Министерства социального обеспечения, что ВЫ НЕ РАБОТАЕТЕ ПО НАЙМУ».
И, теперь – о самостоятельной работе на условиях неполной занятости. Все то же самое: НЕТ НИКАКОЙ РЕГИСТРАЦИИ И НЕТ НИКАКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.
Прочитайте внимательно ЕЩЕ РАЗ: и для индивидуальных предпринимателей, и для товариществ, и для «самозанятых» в Великобритании НЕТ НИКАКОЙ РЕГИСТРАЦИИ И НЕТ НИКАКОЙ ОТЧЕТНОСТИ! Кроме - отчетности по налогам.
Теперь о налогах. Все эти три категории налогоплательщиков должны представлять в налоговые органы отчеты о своих доходах, но они НЕ ОБЛАГАЮТСЯ НИКАКИМИ НАЛОГАМИ, если чистая прибыль от их деятельности не превышает 4,5 тыс. ф. ст. в год (на каждого предпринимателя или партнера). В рублях это – примерно 40 тыс. руб. в месяц. Не оборот, а чистая прибыль! Никаких налогов!
Но ведь есть еще и обязательные взносы в фонды соцстрахования.
И опять так же – для доходов ниже 4 тыс. ф. ст. в год – никаких платежей, НИКАКИХ ВЗНОСОВ!
А если ваши доходы - чистая прибыль - оказывается выше этой суммы, но ниже 75 тыс. ф. ст. в год, то платить надо фиксированную сумму в размере 6,5 ф. ст. ЕЖЕНЕДЕЛЬНО. То есть, порядка 330 ф. ст. в год.
Прочтите всё вышеуказанное ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ: все эти шустрые индивидуальные и товарищеские ребята не подлежат НИКАКОЙ РЕГИСТРАЦИИ, для них НЕТ НИКАКОЙ ОТЧЕТНОСТИ и они НЕ ОБЛАГАЮТСЯ НИКАКИМИ НАЛОГАМИ И ВЗНОСАМИ, если чистая прибыль от их деятельности не превышает 40 тыс. руб. в месяц. Не оборот, а чистая прибыль! Никаких для них налогов!
А так – налоги, конечно, надо платить. Но для этого надо начать ЗАРАБАТЫВАТЬ, надо начать получать ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ сверх вышеуказанной нормы!
Бланки налоговых деклараций вам присылают налоговые органы – по тому адресу, который вы указали. Но они, эти бланки, есть и в Интернете. Налог рассчитывается по отчету за год, платить его надо двумя равными взносами – в январе и в июле.
Про налоговые льготы – особый разговор, их – много, и именно для использования этих льгот многие малые бизнесы пользуются услугами независимых частных бухгалтеров, которые составляют для них всю необходимую налоговую отчетность.
А низкодоходные малые предприятия, образованные в любой из перечисленных выше форм, могут никогда не иметь дела с налогами. И даже не знать, где находится их налоговая инспекция!
Но вот что ОЧЕНЬ ВАЖНО: если вы платите налоги, то обязательно сообщайте налоговой службе свой точный номер банковского счета!
Почему это так важно? Потому, что в Великобритании (как и у нас в РФ) налоговые органы – как контрольная государственная служба - тщательно проверяют ваши налоговые отчеты.
И если в них оказываются ошибки, то они будут исправлены. А поскольку – по теории вероятности – в ваших отчетах могут ошибки и вам «в минус», и вам «в плюс», то при выявлении в вашей отчетности расчета налога в излишней сумме (к примеру, вы - ошиблись в арифметике, или – пропустили учет какого-то расхода, или - не учли какую-то льготу, и т.д.) налоговая инспекция эту вашу ошибку обязательно найдет и излишнюю сумму налога вернет вам прямо на ваш банковский счет.
А если вы такого счета им не укажите, то у налоговых инспекторов будут большие проблемы. И не думайте, что с этими вашими деньгами в кармане они будут ловить вас у входа в метро или станут бегать вокруг вашего дома.
Но, конечно, если вы «поднялись» и хотите вести бизнес «на широкую ногу», то вам придется учредить акционерную компанию.
И тогда вам – и другим вашим соучредителям – надо будет внести в ее начальный акционерный капитал не менее 50 тыс. ф.ст. (примерно 5 млн. рублей).
Но это уже – совсем другое дело и совсем другие права и обязанности!
А быть «малым» в Великобритании – легко и приятно! Правда, и заработок, особенно по британским меркам, будет совсем невелик.
Примерно такие же порядки – и во всех других странах. Но плюс есть еще всякие особые районы и свободные экономические зоны, в которых можно зарабатывать уже даже и много большие деньги, но также – БЕЗ ВСЯКИХ НАЛОГОВ! - в течение трех, пяти, а иногда – и более лет.
Нам это интересно? Да не очень – ведь президенту уже объяснили, что у нас нет семейного бизнеса потому, что у нас нет закона о семейном бизнесе.
А, может быть, всё ровно наоборот?
Но кто рискнет довести эту мысль до президента? Сам наш малый предприниматель никогда на такое не решится. А если он вдруг на это решится – то сразу станет большим нарушителем всякого рода обязательных норм и инструкций!
А представители всяких бизнес-организаций к президенту ходят, конечно - ходят, но они нашими налоговыми порядками очень довольны. Почему – сказать не могу.
Могу только внести предложение: уговорить какого-нибудь «малого бизнес-англичанина» приехать на ежегодную встречу с президентом и поведать ему о своей бизнес-жизни на широких просторах Британщины.
Но вернемся к нашим претендентам на занятие хорошей должности в нашем госаппарате.
Для них у нас есть хорошая новость: разработку закона о семейном бизнесе президент уже одобрил. Теперь на очереди, видимо, разработка закона еще о малосемейном бизнесе и закона о бизнесе многодетных семей.
И – не будем забывать о толерантности. Поэтому нас ждет еще разработка закона о православном бизнесе, а также и о мусульманском бизнесе и об иудейском бизнесе (книжка о правилах ведения бизнеса иудеев с неиудеями у меня уже есть).
И – не хочу никого пугать – но ожидаются еще минимум четыре закона о бизнесе нетрадиционных семейных пар (и троек, конечно; а более многочисленные нетрадиционалы могут рассчитывать, по видимому, на защиту закона о бизнесе многодетных - многочленных? - семей).
А потом абсолютно необходимо также и введение института омбудсменов для каждого из этих законов – с управлениями в каждом из 85 субъектов Федерации.
Тува, возможно, постарается уклониться от введения в ней должности омбудсмена в защиту иудейского бизнеса – по причине отсутствия в ней бизнесменов-иудеев. Не знаю, может, стоит сделать для них такое исключение, пойти пока навстречу товарищам тувинцам (но надо будет узнать на этот счет мнение Сергея Кожугетовича!).
А для претендентов на должности в госаппарате надо только посоветовать развивать свою фантазию! И - вообще обратить особое внимание на развитие именно творческой стороны своей личности!
Вот, к примеру - ведь семейные бизнесы можно не только регистрировать, но и оценивать, и по самым разным параметрам. Я сразу, навскидку, могу назвать не менее двадцати только основных таких параметров. А это – сразу и новые методики, и штаты, и сметы, и командировочные расходы…
Кстати, не забудем и об экономии. Вот мое предложение: вместо того, чтобы в каждом из вышеперечисленных законов присутствовали особые разделы о ликвидации соответствующих семейных бизнесов, логичнее принять единый закон по этому вопросу.
Он, конечно, должен будет охватить все виды семейного бизнеса – и уже существующие, и еще и могущие возникнуть в будущем. И именно в нем может быть предложена самая эффективная единая методика окончательного решения (не ищите здесь никакого намека!) этого вопроса.
И здесь может быть с успехом использован и наш, отечественный опыт. Я имею в виду опыт работы местных «троек» в 20-30-е годы прошлого столетия. Тогда были распространены ИЧП типа «кулак». Так вот, эти «тройки» за одну дневную сессию рассматривали иногда до 25-30 дел о ликвидации таких ИЧП. Рекорд, как мне помнится, был установлен 13 января 1928 года весьегонской уездной «тройкой» Вологодской губернии – было решено сразу 73 ликвидационных вопроса по ИЧП типа «кулак» и 19 – по ИП типа «подкулачник».
Слыхал, что эти «тройки» работали якобы на общественных началах.
Не могу в это поверить. Считаю, что эти новые «тройки» должны работать в режиме нашего постоянного министерства по выборам (Центризбиркома) – с федеральным центром в Москве, главными управлениями и просто управлениями – по субъектам Федерации, с представительствами во всех наших посольствах и консульствах за рубежом, и с местными низовыми звеньями - до уровня кишлака, аула, малого поселения и дачного кооператива.