Взрыв, произошедший в марте 2019 года на химическом заводе в китайской провинции Цзянсу, вновь привлек внимание общественности к экологическим проблемам в стране. Последний из серии инцидентов, произошедший сейчас, заставляет Китай провести сложный баланс между преодолением экономической неопределенности и победой в самопровозглашенной «войне с загрязнением». Центр быстро переключается на экологическое правоприменение для решения вопросы относительно того, было ли сделано достаточно для предотвращения повторения этой трагедии.
В последние годы экологическое регулирование в Китае стало намного более устойчивым с соответствующим увеличением правоприменительной деятельности. Начиная с конца 2015 года, начался национальный план инспекций, охватывающий все 31 провинцию Китая, который длится почти три года. В преддверии 19- гоВсекитайского собрания народных представителей в конце 2017 года 40% фабрик страны были вынуждены в какой-то момент закрыться, и более 17 000 выборных должностных лиц были расследованы. Помимо проблем, создаваемых самими инспекциями, фирмы боролись с перебоями в своих цепочках поставок, а проверки и закрытия привели к отмене и невыполнению заказов.
В дополнение к усилению правоприменения, Китай также стремился решить проблемы безопасности, перемещая потенциально опасные промышленные объекты (особенно химические заводы) в более отдаленные промышленные парки, далеко от населенных пунктов. Например, Государственный совет издал руководящее заключение, призывающее все компании, производящие опасные химические вещества, к 2025 году переместить в специализированные промышленные парки. Еще до взрыва в провинции Цзянсу, являющейся центром производства химических веществ, был издан аналогичный план по перемещению химических веществ. растения вдали от населенных пунктов. Однако реализация усилий по переселению была неравномерной, особенно в отношении компенсации, выплачиваемой объектам.
Взрыв на химическом заводе в Цзянсу и реакция Китая
Взрыв 21 марта произошел на химическом заводе в Тяньцзяе в Сяншуй, провинция Цзянсу. Взрыв разбил окна на расстоянии до пяти километров и уничтожил значительную часть окружающего индустриального парка, убив 78 человек и ранив сотни людей. Это не первый подобный инцидент в Китае - в 2007 году в том же промышленном парке произошел взрыв, в результате которого погибли восемь человек, и еще больший взрыв произошел на химическом складе в Тяньцзине в 2015 году. Условия окружающей среды в Китае по-прежнему вызывают серьезную обеспокоенность, даже не попав в заголовки газет. взрывы, в результате которых в результате несчастных случаев на производстве в первые четыре месяца 2019 года погибло более 110 человек.
Это событие вызвало значительное реагирование на чрезвычайные ситуации на национальном и местном уровнях. Местное правительство почти сразу же приняло меры, чтобы закрыть весь индустриальный парк, и Государственный совет распорядился немедленно провести инспекцию безопасности химических парков по всей стране, дав указание регулирующим органам закрыть заводы в случае необходимости. Правительство провинции Цзянсу тихо отошло от своих планов закрыть половину из почти 7000 химических объектов в провинции Цзянсу в течение 18 месяцев, но с тех пор объявило о планах закрыть или переместить все объекты за пределами промышленных парков и в пределах одного километра от реки Янцзы, а также переместить жители, живущие в «буферной зоне» безопасности, до 2020 года. Активность правоприменения также резко возросла. Для направления усилий по обеспечению соблюдения, Министерство экологии и окружающей среды (MEE) выпустило в мае 2019 года новые руководящие принципы, касающиеся административных наказаний и призывая к разработке формулы для штрафов, основанных на продолжительности нарушения, уровне сотрудничества, а также затронутой среде и населении. Однако в руководящих принципах не рассматривается экономическая выгода для стороны в случае несоблюдения (т.е. стимул не соблюдать).
Проблемы структурной реформы остаются
Несмотря на решимость Китая улучшить соблюдение экологических норм и промышленной безопасности, остаются серьезные проблемы. Например, фабрика, на которой произошел взрыв в Цзянсу в 2019 году, была оштрафована шесть раз за нарушение правил обращения с отходами в период между 2016 и 2018 годами, а в 2018 году установка была закрыта на семь месяцев из-за экологических проблем. Таким образом, фабрика служит наглядным примером того, как нерешенные структурные проблемы и отсутствие контроля за выполнением могут препятствовать защите окружающей среды и угрожать общественной безопасности.
Координация между местным и центральным правительствами по экологическим вопросам была постоянной проблемой для Китая, в дополнение к серьезному дефициту персонала (в MEE в Китае занято около 500 человек, в отличие от более чем 14 000 в Агентстве по охране окружающей среды США). Центральное правительство также стимулировало соблюдение природоохранного законодательства, и в настоящее время результаты деятельности оцениваются частично по экологическим факторам, а не исключительно по экономическому росту. Чиновники могут также понести понижение в должности и финансовые штрафы за неисполнение законов об охране окружающей среды. Тем не менее, экономический рост остается приоритетом для местных чиновников, особенно в условиях замедления экономики, а правоприменение остается весьма непоследовательным в регионах. По этим причинам компаниям, работающим в Китае, необходимо внимательно следить как за местными условиями, так и за развитием национальной политики.
Политики также предприняли шаги для повышения важности промышленной и химической безопасности в административном государстве. В прошлом году было создано новое министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), в состав которого вошла старая государственная администрация по охране труда, которая регулировала вопросы химической безопасности, а также обязанности по борьбе с пожаром и оказанию помощи при бедствиях. Как министерское ведомство, MEM имеет большое влияние в китайском правительстве и использует это влияние для продвижения ряда мер химической безопасности и аудита рисков в химическом производстве. Государственный совет также предложил новую систему регулирования и регистрации химических веществ в начале этого года.
Наконец, Китай изо всех сил пытался найти правильный баланс между экологическим регулированием и экономическим ростом. С тех пор, как экономика Китая начала замедляться, компании стали более активно говорить о бремени, налагаемом природоохранным законодательством, и правительство указало, что оно решит эти проблемы. Премьер Ли Кэцян, например, выдвинул предложение о льготном периоде для предприятий после нарушения в качестве менее обременительной альтернативы остановкам.
* * *
Компании с производственными мощностями в Китае должны ожидать более строгих мер по защите окружающей среды в свете взрыва в провинции Цзянсу. Хотя компании не могут устранить риск и непредсказуемость, связанные с отключением регулирующих органов, последствия отключения могут быть уменьшены или смягчены с помощью активных мер.
Компании должны быть полностью осведомлены о действующих законах, правилах и консультациях как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Однако соблюдения нормативных требований недостаточно - компании должны проводить горизонтальное сканирование, чтобы предвидеть будущие направления деятельности регулирующих органов. Непосредственное взаимодействие с регулирующими органами может быть полезным в этом отношении, а также дать возможность внести свой вклад в предстоящие нормативные акты - CIBDEG добился значительных успехов в организации встреч за круглым столом с использованием этого подхода.
Компании должны привлекать компетентных и опытных местных консультантов, которые знакомы с региональным персоналом и практикой в области законодательства и помогают мотивировать соблюдение. На усмотрение местных регулирующих органов лежит большая часть правоприменительной деятельности Китая; Хорошие отношения и знакомство с местными договоренностями имеют решающее значение при подготовке и реагировании на правоприменительные действия.
CIBDEG
Международный бизнес-диалог по экологическому управлению в Китае (CIBDEG) - это рабочая группа при Институте экологического права (ELI), созданная в сотрудничестве с Latham & Watkins.