В изучении городской повседневности, хозяйственной и общественно-культурной жизни Гомеля местная периодика давно и достаточно продуктивно использовалась в качестве комплекса «текстов-источников» [1-4]. Изучение взаимоотношений городских органов власти и прессы пока не выходит за рамки локальных документально-информационных и хроникальных фрагментов и требует своей специальной разработки.
Актуальность такого исследования обусловлено тем, что институты общественного самоуправления и независимая пресса (в том числе на региональном и местном уровне) представляли собой два важных сегмента формировавшегося гражданского общества, а их взаимодействие показывало степень активности и устойчивости этого процесса.
К началу XX века органы муниципальной власти находились в достаточно сложных политических и административно-правовых условиях. Принятое в 1892 г. новое Городовое положение усиливало бюрократические механизмы в организации городской власти, а также ставило ее в рамки более жесткого административного контроля со стороны губернских органов [5, с. 44]. Кроме того, повышение имущественного ценза вызвало серьезное сокращение контингента избирателей из мелких и средних торгово-промышленных слоев города. По-прежнему были лишены возможности участвовать в формировании органов самоуправления квартиронаниматели, т. е. подавляющая часть городской интеллигенции.
Наконец, жесткие ограничения в системе выборов и представительства в самоуправлении городов были приняты в отношении лиц «нехристианского вероисповедания», квота которых в составе муниципальных органов понижалась до1/10 от общего числа избранных гласных [5, с. 45]. При этом для евреев вводилась крайне сомнительная в моральном плане процедура выборов в думу по предварительному назначению губернской администрации. Складывалась абсурдная ситуация, когда еврейское население, насчитывавшее в Гомеле, по данным на 1912 г., почти 57,5 тыс. человек при 102 тыс. населения города в целом, было представлено в городской думе одним (в 1902-1906 гг.) или двумя гласными (1906-1914 гг.) [6, с. 59]. Характерно, что на протяжении всех этих лет были хронические недоборы гласных «по безуспешности выборов». В 1910 г. в Гомеле власти вынуждены были обратиться к крайней мере — ходатайству о назначении правительства в городскую думу 12 гласных прежнего созыва, которые составили 1/2 общего собрания [7, л. 107-108]. Реальным выходом из сложившейся ситуации служила модель «прагматического плюрализма» [8, с. 221-223], которая строилась на конструктивном диалоге, учете и согласовании разных позиций и была нацелена на формирование «надфракционного» механизма деятельности думских гласных в общегородских интересах. В истории Гомельской думы 1870-х-1890-х гг. опыт такой муниципальной политики дал свои положительные результаты [6]. Главной формой массового выражения и представления национальных, сословных и общественно-групповых интересов горожан в рамках такой модели выполняля местная пресса.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!
Основные гомельские издания стали возникать в период 1908 по 1911 гг., который в контексте общих условий существования прессы в Российской империи с предельной точностью и изящным сарказмом охарактеризовал корифеев российского газетного мира рубежа веков В.А. Гиляровский: «Стали опять поговаривать о “свободе печати”, той печати, которая свободно припечатывала бы каждое свободное слово, воскресла цензура и принялась “припечатывать”» [9, с. 130]. На гомельские издания к тому же распространялись дополнительные цензурные ограничения, связанные с действием «Обязательных постановлений для жителей Могилевской губернии» от 30.12.1911 г. и др. [10, с. 130].
Тем не менее, уже в 1909 г., на стадии своего становления, гомельские газеты «Гомельский вестник» (редактор Г.А. Казаков), «Полесская мысль» (редакторы Г.М. Нейман, З.Л. Каганский) «Полесская жизнь» (редактор Г.М. Нейман) и «Полесье» (редактор В.А. Скловский) среди приоритетов своей редакционной политики выделили проблемы развития города, положение и интересы горожан и систему муниципальной власти. Хронику и анализ деятельности городского управления во всех газетах обеспечивал объемный документально-информационный блок, связанный с работой городской думы и ее постоянных комиссий, городской управы и ключевых учреждений и объектов городского хозяйства (городской общественный банк, ломбард, пожарная служба, «доходные статьи», городские пристани, бойня, торговая инфраструктура и др.).
На обеспечение гласности муниципальной политики в Гомеле существенно повлияла инициированная в 1909 г. редакциями газет «Полесье» и «Полесская жизнь» практика регулярной публикации репортерских записей с заданий городской думы, в которых детально фиксировались ход обсуждения и принятие решений по основным вопросам повестки дня [11, 12]. Эта практика позднее была взята на вооружение многими гомельскими газетами.
Обеспечивая стабильный и достаточно качественный информационный канал внутри города, гомельская пресса не ограничивалась этой задачей. В редакционных статьях, разделах хроники, корреспонденциях и других газетных материалах уже в 1909-1910 гг. редакциями были солидарно определены и взяты под контроль общегородские и локальные проблемы жизни Гомеля.
Отдельной группой в этом комплексе стояли проблемы благоустройства города и модернизации его коммунального хозяйства, которая предлагалась по таким ключевым направлениям, как поэтапная электрификация города, устройство трамвайного транспорта, расширение водопроводной сети, а с 1912-1913 гг. — развитие городской телефонной связи.
Фронтальный просмотр комплектов основных гомельских газет этого периода позволяет вывести некую единую «формулу участия» прессы в реализации этих программ, которая включала инициирование и популяризацию принимаемых решений, постоянное информационно-консультативное сопровождение и контроль за их практической реализацией. Именно в этом ключе в 1910-1913 гг. редакция газет «Полесье», «Гомельская копейка» (выходила с 07.07.1911 г.), опираясь на обобщенный опыт других городов и компетентные оценки специалистов, к повестке дня очередных заседаний городской думы или ее комиссий публиковали рекомендации по развитию разных отраслей коммунального хозяйства.
В 1900 г. «летописец» нового Гомеля Л. Виноградов с гордостью отметил, что городское управление «приступает к сооружению водопровода по системе артезианских колодцев, долженствующего покрывать улицы на протяжении 19 верст» [13, с. 36]. Однако реализация этого стратегического плана затягивалась, упираясь в ряд конкретных бюджетно-финансовых и организационных проблем. Активное обсуждение сложившейся ситуации в прессе на протяжении 1909-1910 гг. повлияло на принятие городской думой 24 августа 1910 г. важного решения о направлении всех целевых бюджетных сумм в строительство водопроводной магистрали. Дальнейшие этапы реализации этой важнейшей программы жизнеобеспечения города находились в поле пристального внимания гомельского газет — ного мира.
Редакции гомельских газет в период с 1909 по 1915 гг. предлагали различные варианты практического решения проблемы электрообеспечения города [14-16].
Квалифицированная позиция, представленная редакцией «Гомельской мысли» по вопросу о преимуществах выкупа телефонной сети в собственность города повлияла на положительное решение городской думы по данному вопросу, которое окончательно было утверждено могилевским губернатором 20 июля 1913 г. [17, л. 3-6 об.].