Ворвавшись на мировые рынки, кроссоверы по праву обрели необычайную популярность. Автомобили, которые экономичнее и дешевле рамных внедорожников, обладающие при этом практически столь же высоким клиренсом и подключаемым полным приводом, мало кого оставили равнодушными. Возможность комфортно передвигаться по городу, трассам, не бояться грунтовок и плохо прочищенной от снега дороги подкупала.
Да, среднестатистический кроссовер не сравнится с рамником в условиях бездорожья, но часто ли обычный водитель сталкивается с бездорожьем? Очевидно, что нет.
За счет же большей массы, более высокой посадки кроссоверы приобрели репутацию безопасных автомобилей. Однако, как мы знаем, в технике, как и в жизни, редко бывает, чтобы за определённые преимущества не приходилось чем-либо расплачиваться.
Первой, но не самой серьезной платой за обладание кроссовера является экономическая составляющая. SUV автомобили дороже не только в стоимости, но и эксплуатации. Сказывается больший расход топлива, более дорогостоящая энергоемкая подвеска, дополнительный узел – полный привод.
Но главная проблема кроссоверов проистекает из их преимущества – высокого клиренса и кузова. Эти факторы становятся причиной двух явлений, порождающих главную опасность кроссоверов.
Первый фактор заключается в действии подъемной силы. С ростом скорости под днище автомобиля устремляется поток воздуха все большей и большей силы. Чем больший клиренс и скорость, тем больший объем воздуха и большая подъёмная сила с вектором движения, направленным вверх. На практике этот поток приподнимает автомобиль, уменьшая пятно контакта шин с дорожным покрытием. Более-менее серьезно данный фактор начинает работать на скоростях свыше 100 км/ч. Из сказанного, естественно, не следует, что машина оторвется от земли и улетит, но управляемость авто падает, тормозной путь растет, а вероятность переворота при изменении траектории движения возрастает.
Второй фактор заключается в высоком центре тяжести кроссоверов. Вероятность переворота данного типа автомобилей и так выше, нежели у седанов, однако на скорости, когда оба обозначенных факторов работают вместе, она необычайно велика.
Видео с регистраторов, в которых кроссоверы теряют управление, переворачиваются, в интернете сотни.
Зачастую хватает небольшого внешнего фактора, легкого удара со стороны легковушки в бок кроссовера, чтобы опрокинуть последний.
Переворот – главная опасность практически любого автомобиля категории SUV, однако многие владельцы об этом забывают, полагаясь на габариты и высоту авто и систему ESP, которое в серьезных ситуациях зачастую не помогает.