Найти тему

Аудиосказка "Три монеты" (с текстом)

Иллюстрация - Алексей Шевченко
Иллюстрация - Алексей Шевченко

Крыса забралась на книжную полку и замерла. Её красные глазки уставились в вожделенный предмет и засверкали — цель никогда не была ещё так близка, так доступна. Предвкушение скорого триумфа переполнило её, и она от нетерпения неосмотрительно пискнула. Этот писк оглушительно громко прозвучал в сонном доме, и крыса, зажав себе лапами рот, пугливо осмотрелась по сторонам. Кажется, всё было тихо. Дом спал. Нет, сегодня ей ничто не помешает! Она быстро пробежала по полке и остановилась у антикварного домика. Сувенир этот был очень старым и служил копилкой не одному поколению семьи, но выглядел он так, словно его слепили из глины только вчера. И даже краски, которыми домик был разрисован, не потускнели. Крыса провела лапой по копилке, тощая сморщенная ладошка возбуждённо дрожала. Прошло двести лет с тех пор, как крыса увидела этот домик впервые, а словно это было вчера.

«Вчера? — с раздражением подумала крыса. — Как же вчера! Я помню каждый день унижений, каждую минуточку. Все те помойки, на которых мне пришлось жить, грязные подвалы, канализационные люки, отвратительную еду, охотившихся на меня людей, собак и кошек! Но теперь… — она зажмурилась и, вновь открыв глаза, уставилась на домик. — …но теперь всё будет иначе, я заполучу своё счастье».

Семья, которой принадлежал домик, хранила его как родовую реликвию, передавая из поколения в поколение, надёжнее всего упаковывала во время переездов, не расставалась в моменты нужды, не продавала коллекционерам ни за какие деньги. Ведь копилку слепил их давний предок, и с тех пор эту семью никогда не оставляла удача. Семья часто переезжала, и крыса теряла след этих людей, но потом всегда находила вновь.

«Знали бы они, какое сокровище хранится здесь, — думала крыса, — они бы давно расколотили никчёмную игрушку вдребезги». Кряхтя, старая крыса наклонила копилку и встряхнула — ни звука. Крыса расстроилась бы, если бы не знала точно, что внутри лежит золото. Просто монету опустили внутрь, когда глина была ещё мягкой, и она прилипла.

Ах, как сверкала та монета на солнце! Крыса закрыла глаза и увидела оживлённую улицу, услышала гул голосов, лай собак, громыхание повозок по мостовой, ощутила даже на своей шкуре солнечное тепло того дня. Нет, не на шкуре, а на человеческой коже. Тогда не было крысы, а был мальчик Поль, сын богатого коммерсанта. И он бежал по улице вприпрыжку, сжимая в руках яркое спелое яблоко, совсем не подозревая, что его жизнь вскоре круто переменится.

Приметив у края дороги лошадь, Поль остановился. Лошадь лениво переступала копытами, ожидая, пока её всадник, чудаковатого вида старик, наговорится с толстухой булочницей. Кажется, старик делал вид, что его интересует рецепт булочек. А Поля заинтересовало другое. Спрятавшись за углом, он достал из кармана рогатку, подобрал с дороги камушек поострее и метко стрельнул в бок скучающей лошади. Лошадь всхрапнула, резко встала на дыбы, и старикан полетел на мостовую. Поль был достаточно хитёр, чтобы не расхохотаться вслух, хотя ему очень
хотелось. Он только вполголоса хихикнул, зажимая руками рот, чтобы не выдать себя. Удачный день, удачный! Сначала Поль отобрал у доверчивого мальца яблоко, теперь проучил ротозея. Вон как тот смешно дёргает застрявшими в стременах ногами, точь-в-точь как жук, опрокинутый на спину.

Тут к старику подбежал какой-то оборванец и помог бедолаге подняться. Поль скривился: мальчишку-оборванца стоило наказать! За то, что испортил веселье, и за то, что посмел оказаться на приличной улице в таком отрепье. Быстро завертев головой, Поль приметил синий китель постового и бросился к полицейскому ябедничать. Констебль раздул щёки и быстро сграбастал оборванца за шкирку. «Весёлый денёк!» — снова радовался Поль. Но тут вмешался чудаковатый старик.

— Констебль, за что вы хотите арестовать этого мальчика? — властно спросил он.

— Попрошайкам здесь не место, — начал оправдываться констебль, и Поль сразу зачислил его в слюнтяи.

— Я не попрошайка! — гордо заявил оборвыш. — Я — Том.

— Вот видите, — поддержал его старик, — молодой человек не попрошайка, просто сейчас он находится в стеснительных обстоятельствах, но это только пока… — старый чудак открыл свой поясной кошелёк и достал оттуда три монеты.

Поль не поверил своим глазам: в ярком свете блеснуло золото!

— Вот, — сказал старик, — теперь мальчик совсем не нищий, и ему можно здесь находиться. — Он вложил монеты в мальчишечью ладонь и сел верхом на свою лошадь.

— Но, господин, — запротестовал Том, — это же целое состояние!

— Вот и докажи, что сможешь распорядиться этим достойно, как мудрый человек.

С этими словами старик пришпорил лошадь и ускакал прочь. А мальчишка-оборвыш застыл в растерянности.

— Спасибо! — крикнул он запоздало вдогонку всаднику.

— Шёл бы ты, парень, домой, — буркнул полицейский, — отдай монеты отцу, пусть он купит еды и крышу над головой. Тебе же сказали — не потрать зря.

— Да, — кивнул мальчик, — не потрачу.

Вот только отцу деньги мальчик передать не мог — уже год, как Том и его маленькая сестра Джулия жили одни, их родители умерли: сначала отец, потом мать.

«Не потратит, как бы не так!» — усмехнулся Поль и побежал к магазину детских игрушек; уж он-то знал, куда идёт вся мелюзга, когда у неё заводятся деньги. А тут было целое состояние, этот оборванец мог купить не только игрушки, но и целый магазин в придачу! А ещё Поль знал одно удобное местечко, где можно было устроить засаду и отобрать монеты. Он уже не раз подкарауливал там простаков, отбирая у них всякую всячину. Поль затаился и стал ждать. Но время шло, а оборванца всё не было. Прождав около часа, Поль, понял, что деньги от него уплывают, и помчался на поиски. К тому времени, как он обнаружил Тома, тот уже тратил последнюю сдачу с первого золотого. За этот час Том успел выкупить отцовский дом и мастерскую, которые когда-то были отобраны у них с матерью за долги. А теперь на рынке деловито нагружал различным ремесленным инструментом собственный фургон, в который были запряжены его собственные лошади. Поль плюнул от злости в пыль, глядя на то, что делал этот кретин.

«Вот уж действительно потратил с умом, — презрительно подумал Поль и усмехнулся, представляя, какие замечательные вещи в магазине игрушек и лавке пирожника купил бы он сам. — Но ничего, у дурачка остались ещё две золотые монеты, и уж их-то я обязательно украду».

На оставшиеся от первой монеты два пенса Том купил большую краюху хлеба, отвёз покупки в дом и поспешил в квартал нищих за сестрой. В нём бурлило столько счастья, что мальчику казалось: не поделись он им сейчас, оно разорвёт его на части. Ему хотелось как можно скорее порадовать сестру. Но по пути он услышал плач.

У края дороги сидела усталая женщина и качала на руках больного ребёнка, у её ног в пыли сидели трое детей мал мала меньше.

— Моя дочь умрёт, — обречённо сказала бедная женщина, когда Том остановился перед ней, — ведь доктор берёт дорого. Откуда взять такие деньги, когда нам и есть-то нечего.

Том достал из кармана золотой и вложил его в руку женщине.

— Это вам, — сказал он.

Он думал, что ему будет горько от того, что он отдал ценную монету. Но нет, счастья в груди меньше не стало, наоборот, счастье словно вдруг заиграло красками ещё ярче.

«Вот так и надо, — вдруг подумал Том. — Вот так и я буду разукрашивать свои поделки. Пусть и не принято, а я буду».

«Ох, дурак!» — выругался за кустом Поль, который всё видел. Он хотел, было, подскочить и выхватить монету у нищенки, но та уже поспешила к дому доктора, и удобный момент был
упущен. Поль решил и дальше не терять Тома из виду — лишь бы только он не успел потратить оставшийся золотой!

Чего Поль не заметил, так это того, что у него начал расти хвост.

Поль следил за Томом весь день. Тайком пробрался к мастерской и подглядывал, как Том и его сестра радуются возвращению в родной дом. Девчонка стала убираться в комнатах, а Том
сел за работу: замешивал глину, лепил, обжигал. Он даже не позаботился о приличной одежде, лохмотья свои не сменил. Одно слово, оборванец!

В тот день Том слепил домик-копилку.

— Знаешь, — сказал он сестре, — я думаю, тот старик был волшебником, иначе бы у нас нипочём не получилась такая красота. — Он повертел в руках домик. — Завтра я пойду в магазин игрушек…

«Ну, наконец-то! — захихикал Поль, не замечая, как его смех перешёл в писк. — Наконец-то ты, дурень, решил взяться за ум!»

— Я покажу продавцу наш домик, — продолжил Том, — и возможно, он станет делать у нас заказы.

— А ещё можно делать кукол, я буду рисовать им самые добрые улыбки, — поддержала его сестра.

— А этот домик мы никогда продавать не будем, пусть хранит нашу удачу и это, — Том достал из кармана золотую монету и торжественно поднял над головой. — Я уберу её на будущее. Если вдруг когда-нибудь нам станет тяжело, мы всегда сможем поправить наше положение. Вот смотри, Джулия, здесь хранится наша надежда.

Лучшего момента быть не могло. Поль выскочил, нацелившись схватить монету… но почему-то вдруг стал беспомощно маленьким, больно шлёпнулся на пол и с обиженным писком засеменил в щель под дверью.

— Крыса!!! — завизжала девочка.

— Завтра мы заведём кота, — пообещал ей брат и опустил монетку в прорезь глиняной копилки. Монета упала на мягкую глину и прилипла.

Старый волшебник увидел на мостовой перепуганную крысу и с укором покачал головой:

— Поль, мальчик, у тебя есть время исправиться и стать человеком. Я дам тебе на это двести лет, пожалуй, этого срока хватит, чтобы понять, кем быть — человеком или крысой.

«Уж я-то стану человеком! — мстительно подумал Поль. — Уж я-то знаю, как! У кого золото, тот и человек! Надо только добыть эту чёртову волшебную монету!»

И вот спустя двести лет он был близок к цели, как никогда. Поднатужившись, он упёрся в стену глиняного домика, чтобы столкнуть его на пол. Чего он не заметил, так это горящих глаз крадущегося в темноте кота…

Впрочем, большому чёрному коту не повезло. Крыса увернулась в самый последний миг. Страх заполнил её без остатка, вытеснив все прочие мысли и воспоминания. Крыса бежала в подвал, в привычный мрак, туда, где нет ни надежды, ни радости, ни милосердия, ни счастья, ни благородства, ни светлой возвышающей любви, потому что всё это бывает только у настоящих людей.

Аудиоверсия сказки Натальи Маркеловой.

Иллюстрация - Алексей Шевченко.

Текст читают: Марина Усачева и Даниил Поярков.

Трек доступен в формате МР3.

Также текст можно прочитать на стр. 311-316 сборника "Заповедник Сказок-2017".

Сообщество "Заповедник Сказок" – творчество нескучных.

Если вам понравилось творчество, то, как говорится, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь с друзьями. :)
Ваше внимание очень важно для меня. Если есть вопросы - добро пожаловать в комментарии, ни один из них не останется не замеченным.
До новых встреч с Фонотекой Заповедника Сказок!
Также обратите внимание на то, чем горжусь:
Аудиосказка "Мороженое"
Аудиосказка "Объект "БАБАЯГА" или Укрощение строптивых"
Сказка "Доисторическое интервью"