Русы и поляне времен Псевдозахарии.
В V веке византийский церковный историк Захарий Мителенский написал "Церковную историю", охватывающую период с 450 по 491 год. Оригинал книги не сохранился, но сохранился её перевод на сирийский язык, сделанный не известным автором, получившим от историков имя Псевдо-Захария. В книге указаны тринадцать народов, обитавших в Северо-Причерноморском и Северо-Кавказском регионе. Западнее этих народов обитали амазонки, а севернее - народ "ерос". Текст этой книги считается первым письменным упоминанием народа русов, в виде "ерос". Название "ерос" очень близко по звучанию к названию аорс - одной из групп русов*. Но, не следует забывать, что до Великого переселения народов, в Северном Причерноморье обитали русы, которых греческие историки называли роксоланами. Переселение народа вовсе не означает исход всех его представителей с занимаемой территории. Как правило, какое-то количество людей остается. Эти люди могут ассимилироваться с пришедшими племенами, а могут и обособиться.
Судя по сообщениям, русам здесь удалось обособиться и сохраниться, как этносу. Этому способствовали особенности окружающей среды и их образ жизни. Местом жительства этих русов были берега рек и реки Северский Донец, Дон и их притоки. В те времена по берегам рек росли деревья, кустарник и высокие травы. Правый берег реки Северский Донец и левый берег Дона покрывала лесная чаща шириной более пяти километров, междуречье Северского Донца и Дона было полностью покрыто деревьями, кустарником и высокими травами. Эти заросли были непреодолимой преградой для конницы и пехоты кочевников. Русам эти заросли нисколько не мешали. Основным средством передвижения у них были корабли. На них они совершали походы в степь, на них перевозили товары. Многим русам корабль заменял жилой дом. Свои поселения и города русы строили в труднодоступных местах, как правило, по берегам малых рек, в стороне от русла большой реки. Но были и исключения из этого правила. Города-торговые центры строились в местах доступных как для речного транспорта, так и для гужевого транспорта кочевников. Русы обитали здесь до середины IX века, но были вынуждены покинуть эти территории вследствие войн с более сильными врагами. После их ухода здесь остались брошенные города и крепости, останки которых археологи относят к Салтово-Маяцкой культуре.
Ценность представляет не только упоминание русов, но и упоминание амазонок, которым Псевдо-Захария дает ту же характеристику, что и древние греки: женщины, выжигавшие одну грудь, вступавшие в половую связь с иностранцами и т.д. Но, какие амазонки в это время могли жить к северу от Черного моря? Единственный народ, о котором известно, что его женщины были воинами - это поляне. Женщины этого племени - поляницы, известны как воины по русским былинам. Только они разъезжали по степи в поисках врагов. Во времена княгини Ольги женщины-воины охраняли княжеский дворец. Остальные славянские женщины занимались своими женскими делами.
Из русских былин, записанных в XVIII веке известно, что женщины-поляницы и русские богатыри нередко встречались как противники, чтобы померяться силой. Заканчивались такие поединки женитьбой богатыря на своей сопернице.
*О двух группах русов, участвовавших в создании Руси написано в моей статье "Как возникло слово "рус" и что оно означало".