Николай Годовиков — актер, ставший известным благодаря роли Петрухи в “Белом солнце пустыни”, прожил бурную жизнь. Уже в ранней молодости судьба дала ему шанс построить удачную кинокарьеру, но авантюрный характер увел Николая совсем в другую сторону: он трижды сидел в тюрьме, бомжевал, но потом все-таки сумел “завязать” с уголовной средой.
Николай Львович Годовиков родился 6 мая 1950 года в Ленинграде в обычной рабочей семье. С детства мальчик мечтал о кино и собирался после окончания школы поступать в театральный институт, но его мать настояла на техникуме: актерскую профессию она всерьез не воспринимала. Через год Колю оттуда благополучно отчислили — у него не было способностей к техническим наукам. Не получив образования, Годовиков устроился на ближайший от дома завод учеником слесаря.
Как началась кинокарьера Годовикова
Однажды Коля услышал по радио о наборе подростков для съемок в кино на студию “Ленфильм”. Он не раздумывал ни минуты. Преодолев огромный конкурс, мальчик получил эпизодическую роль беспризорника в картине режиссера Николая Полоки “Республика ШКИД”. Несмотря на незначительность роли, он достаточно часто мелькал в кадре (в одной сцене даже выступил в двух лицах — и беспризорника, и ученика). Социальная драма о трудных подростках вышла на экраны в 1966-м году и имела большой успех.
Обаятельный Коля запомнился зрителям, а Полока порекомендовал начинающего актера режиссеру Владимиру Мотылю, который начинал в это время работу над картиной “Женя, Женечка и “катюша”(1967 г.).
В этой мелодраме Николай получил небольшую роль красноармейца. У него было несколько ярких эпизодов, но при окончательном монтаже картины большую их часть вырезали — не хватило экранного времени. Утешая Николая (который от обиды решил покончить с кино), Владимир Мотыль пообещал, что обязательно позовет его в свой следующий фильм. И слово свое сдержал: в 69-м году пригласил Годовикова на роль Петрухи в вестерн “Белое солнце пустыни”. Пробу Николая оценили, как лучшую.
Как снимался Годовиков в знаменитом фильме
Съемки начались в Махачкале. Жара сводила с ума, но у Годовикова нашлись силы нарваться на конфликт с местным кавказцем. В драке тот разбил ему нос и расцарапал лицо. Когда режиссер увидел, во что превратился Петруха, то пришел в ужас, но не растерялся — добавил в сценарий эпизод, в котором Петруху поколотили. Таким Коля и оставался до конца съемок: как только болячки на его лице стали заживать, их воспроизводили при помощи грима.
В остальном все складывалось для молодого актера неплохо: почти все дубли получались у него с первого раза, что особенно ценил режиссер из-за дефицита пленки. По этой же причине Владимир Мотыль предпочитал, чтобы актеры обходились без дублеров. Однажды по сюжету Петруха должен был пройти по краю крыши высокой мечети (высота до земли — около 30 метров). Коля запаниковал, но режиссер решил вопрос страховки просто — распорядился привязать парня за ногу толстой веревкой и сказал:”Не робей, ты просто должен остаться живым, нам же еще кино доснимать”. К счастью, страховка не пригодилась. Себя режиссер тоже не щадил. Приведу такой пример: почти все сцены на баркасе снимались с маленькой лодки, в которой помещались только два человека — оператор и его ассистент. В это время Владимир Мотыль плавал рядом с лодкой, держась за борт. Стоял октябрь месяц: и ветер, и вода были ледяными…
Снимаясь в картине, Годовиков подружился с актером Павлом Луспекаевым, игравшим роль таможенника Верещагина.
Они были знакомы и раньше — вместе работали в фильме “Республика ШКИД”. Павел Борисович был очень болен — ему удалили обе ступни, поэтому актера везде сопровождала его жена, актриса Инна Кириллова. Когда ей приходилось уезжать по делам, она просила Колю пожить в номере мужа на случай, если ему потребуется помощь. Годовиков с радостью соглашался. Во время их бесед, Луспекаев часто рассказывал младшему коллеге об азах профессии и многому его научил.
А вот с Анатолием Кузнецовым (товарищем Суховым) у Коли отношения не сложились.
Он свысока смотрел на неопытного Годовикова и часто делал язвительные замечания на его счет. Зато в Гюльчатай, которую начала играть Татьяна Денисова, молодой актер влюбился вполне реально. Но девушка на его чувства не ответила и ушла со съемок через 4 месяца: Татьяна заканчивала цирковое училище, которое было для нее важнее всего остального. Мотыль взял на роль Гюльчатай статистку Татьяну Федотову.
Премьера “Белого солнца пустыни” состоялась 30 марта 1970 года и прославила всех главных героев. Годовиков в это время уже служил в армии. Точно известно, что на момент съемок у него была бронь, но по версии самого актера, он добровольно ушел служить, т.к. обиделся на жестокую шутку коллег, бросивших его в чужом городе после окончания съемок. А по другим источникам, Николай был уличен в краже студийного оборудования и армия стала для него единственным способом избежать тюрьмы.