Найти тему
Максим Рычков

Мифы и правда на берегах Непрявды

Едва ли не каждый россиянин  помнит год Куликовской битвы — 1380 — и столь же уверенно скажет: именно тогда объединенное войско русских князей нанесло решающее поражение степным захватчикам…  Но тогда сразу возникает вопрос: а почему после той победы ордынское иго продолжалось еще ровно столетие? Выходит, сражение не стало таким уж и решающим? Да и вообще, так ли мы много о нем знаем?

Сошлись две раздробленности         

Общеизвестно, что Русь в конце XIV века не просто подчинялась Золотой Орде (западной части уже ушедшей в прошлое единой Монгольской империи), но и была раздроблена на множество мелких княжеств. Однако о том, что и «по ту сторону баррикад» положение дел не сильно отличалось в лучшую сторону, сейчас нередко забывают.

Ситуацию в Золотой Орде середины XIV века русские летописцы называют «Великой замятней»(т.е. смятением, смутой). Это не фигура речи: кочевая империя, простиравшаяся от Крыма до Уральских гор с запада на восток и от Поволжья до Аральского моря с севера на юг, действительно распалась на несколько частей.

С. В. Иванов. «Баскаки». 1909 год.
С. В. Иванов. «Баскаки». 1909 год.

Чем же тогда правил пресловутый хан Мамай, что будет командовать войсками степняков на берегах Дона и Непрявды? «Мамаева орда» контролировала Нижнее Поволжье, Крым, Северное Причерноморье и Кавказ, вот только ханский титул ее фактический глава не носил. Мамай был низкого происхождения, поэтому был вынужден править через марионеточного Булак-хана: подростка, но зато потомка легендарного Чингисхана. А альтернативных высокородных претендентов на высшую власть среди ордынцев было хоть отбавляй (историки насчитывают их вплоть до десятка), и все они, так или иначе, враждовали между собой.

На войну Мамаю были нужны деньги. Он потребовал от московского князя Дмитрия Ивановича дани в размере «времен Джанибековых», т.е. периода расцвета Орды. Будущий герой Куликова поля в ответ сначала предложил решить вопрос путем переговоров (что подтверждается и летописными источниками), и только после презрительного отказа степняка от дипломатии князь Дмитрий прекращает любые выплаты. Столкновение становится неизбежным.

Сотни вместо тысяч

В конце 1370-х годов последовали сравнительно небольшие сражения на приграничных землях, а осенью 1380 года Мамай собрался в поход на Москву, с напрасным расчетом на поддержку Великого Литовского и Рязанского княжеств.

Сколько же людей было в двух встретившихся на Куликовом поле войсках — русском и золотоордынском? «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина» рассказывают о сотнях тысяч воинов с каждой из сторон. Но не стоит забывать, что оба произведения — эпические, а не летописные по своему характеру. Оттого в них и встречаются неизбежные гиперболы.

Александр Бубнов «Утро на поле Куликовом»
Александр Бубнов «Утро на поле Куликовом»

По средневековым меркам колоссальной силой считалась армия в 10–15 тысяч человек. Войско большей численности в тех условиях едва ли можно было прокормить и обеспечить всем необходимым. Им было бы затруднительно управлять и даже попросту собрать такое полчище было уже непреодолимой задачей — учитывая тогдашнюю невеликую численность населения, неразвитость путей сообщения и другие факторы.

Да, князь Дмитрий в этой битве мог рассчитывать не только на москвичей, но и на представителей целого ряда других регионов, уже выразивших лояльность будущей столице России. На берегах Дона и Непрявды дрались воины из Владимирского, Ростовского, Ярославского, Белозерского и многих других княжеств (в том числе и совсем еще недавних вассалов Литвы). Да и Мамай тоже постарался укрепить свои потрепанные в «Великой замятне» войска как только мог: за счет представителей разных тюркских и кавказских этносов (вроде яссов, половцев, черкесов и т.д.), и даже (предположительно) наемников из генуэзских колоний в Крыму.

Но едва ли каждая из армий насчитывала более 8–10 тысяч ратников в своих рядах, — к этому выводу пришел целый ряд работавших в XX–XXI веках историков, таких как С.Б. Веселовский или А.А. Булычев.  В пользу этой гипотезы говорят хотя бы скромные размеры действительного места битвы.

Куликовская поляна

Согласитесь, воображение при словосочетании «Куликово поле» порождает в голове бескрайнюю равнину, словно созданную специально для масштабного сражения.

Однако исследования современных археологов говорят об обратном: предполагаемое место битвы — «на Дону усть Непрядвы», юго-восток современной Тульской области, — в XIV веке изобиловало лесами. Открытых пространств здесь было мало,  да и те больше напоминали поляны, нежели чем поля. Предполагаемое место боевого столкновения золотоордынцев с русскими по площади едва ли превышало 1,5—2 квадратных километра.

Павел Рыженко «Куликово поле»
Павел Рыженко «Куликово поле»

Куликовская битва, вопреки еще одному возможному стереотипу, была битвой конницы, а не пеших войск. С одной стороны, едва ли можно представить себе спешившихся степняков (да еще и в походе по чужим землям), с другой — известно, что перед битвой князь Дмитрий провел ряд стремительных переходов, невозможных для безлошадного воинства.

Трудности при точной локализации места битвы неизбежно привели к досужим разговорам о том, что битвы на берегах Непрявды либо не было, либо она представляла собой незначительное столкновение: дескать, скромны археологические находки.  Действительно, из земли извлекают, главным образом, фрагменты доспехов да наконечники стрел и копий. Скудость находок не должна смущать: в Средневековье оставленное на полях битв оружие немедленно становилось трофейным, а братские могилы павших могли уйти под воду при изменении береговой линии. Кроме того, черноземные почвы очень агрессивны и не способствуют сохранению костей.

Посмертное монашество и временные путешествия благословения

С Куликовской битвой связано много сопутствующих сюжетов, сомневаться в достоверности которых спустя века кажется почти что кощунством. Ну, казалось бы, кто будет оспаривать благословение князя Димитрия, преподанное игуменом Сергием Радонежским, поединок монаха Александра Пересвета с Челубеем или то, что князь Димитрий сражался в рядах своих войск как простой латник?

Но на поверку многое из этого — с большой долей вероятности — оказывается «изобретениями» более поздних авторов. Самая ранняя «Краткая летописная повесть» 1408 года молчит обо всех подобных  деталях. Например, тот же боярин Александр Пересвет упоминается в списке наиболее знатных жертв Куликовской битвы, но там ни слова не сказано как о его монашеском постриге, так и о поединке с неведомым силачом-золотоордынцем. А монаха Родиона Ослябю в контексте событий на Куликовом поле впервые упомянут только в гораздо более поздней «Задонщине».

Виктор Васнецов «Единоборство Пересвета с Челубеем»
Виктор Васнецов «Единоборство Пересвета с Челубеем»

Не писали летописцы начала XIV века и о встрече двух будущих святых Церкви: благоверного великого князя Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. «Краткая повесть» вообще никак не упоминает об основателе Троице-Сергиевой лавры, а более поздняя «Пространная повесть» (1425 года) сообщает лишь о грамоте, отправленной старцем князю Дмитрию.

Сейчас исследователи предполагают, что сюжет с благословением поздние авторы могли перенести в 1380 год из 1378-го. За два года до Куликова поля игумен Сергий с большой долей вероятности благословлял полководца на ратные подвиги: перед первой победой московского князя над ордынцами в битве у реки Вожи.

Не рубеж, а точка преломления

Гораздо более мифологизированы в народном сознании последствия Куликовской битвы.

Ошибочно полагать, что ордынское иго после битвы если не исчезло, то стало некой необременительной формальностью. «Великая замятня» в степном государстве закончится совсем скоро, и новый хан Тохтамыш, так и не дождавшись выплаты дани, решит забрать ее сам. Уже в 1382 году его войско огнем и мечом пройдется по русским княжествам. Более всего достанется Москве: степняки разграбят и сожгут город, уничтожив более половины ее жителей. Так что окончательно иго уйдет в прошлое только в 1480 году, после не столь знаменитого «стояния на Угре».

Не менее тенденциозным выглядит и пресловутое высказывание историка Л.Н. Гумилева: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские». Собирание жителей разрозненных княжеств в единую нацию закончится только к началу XVI века, а раздробленность и княжеские усобицы еще многие десятилетия будут давать о себе знать на русских землях.

Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле
Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле

Выходит, что Куликовская битва — это исключительно созданная в поздние века мифологема? Конечно же, нет. Даже отбросив в сторону явно вымышленные детали, ее следует признать значимым сражением по меркам той эпохи (а отсылки к битве можно найти в эпосах и среднеазиатских народов, и балканских славян, живших за многие тысячи километры от берегов Непрявды). Куликово поле стало местом первой действительно крупной победы русских над ордынцами, после чего авторитет Москвы всерьез оспаривался уже немногими княжествами. И даже несмотря на печальные события 1382 года, московские князья уже не будут играть роль безропотных вассалов. Нормой в их взаимоотношениях со степняками станут ранее недопустимые вещи: многолетние невыплаты дани или передача трона по наследству, без унизительной процедуры получения ярлыка на княжение.

Так что битва 1380 года стала и точкой преломления в отношениях Руси с Ордой, и местом действительной славы русского оружия. Славы, которую никак не должны перечеркивать некоторые штрихи, домысленные уже спустя десятилетия и века благодарными потомками.