Николай Васильевич («Приходите завтра»), генерал Серпилин («Живые и мертвые»), Кутайцев («Дайте жалобную книгу»), Сокол-Кружкин («Берегись автомобиля!»), врач Бондаренко («Дети Дон-Кихота»), механик Лелик («Бриллиантовая рука»), атаман Ангел («Адъютант его превосходительства»), Киса Воробьянинов («Двенадцать стульев»), командировочный («Джентельмены удачи»), няня («По семейным обстоятельствам»), Копалыч («Холодное лето пятьдесят третьего»)…
И еще сотни ролей, десятки мультфильмов и почти сорок лет служения Московскому театру сатиры. Эксцентричный, комедийный, серьезный, Анатолий Папанов остается любимейшим актером миллионов. Его заразительный клич «Свободу Юрию Деточкину!» обрел обобщающий смысл и ушел с экрана на улицы, в поговорку, подобно фольклору. А философское «Спокойно, Козладоев, сядем усе…», произнесенное в «папановской» манере, нет-нет, да и сорвется и сегодня с языка, вызывая улыбку. И все эти образы создал он – Анатолий Дмитриевич Папанов. Такой знакомый и всегда удивительный…
- Надюша, я так устал, - жаловался Папанов жене...
В 1987-м он ставил свой первый спектакль в Театре сатиры "Последние", сам играл во многих постановках, а летом, несмотря на уговоры жены отдохнуть в Ялте, поехал в глухую карельскую деревушку сниматься в "Холодном лете 53-го...".
Оттуда Папанов должен был лететь на гастроли в Ригу, но выпало три свободных дня, и он рванул в Москву выбивать общежитие для своих студентов. Перед отъездом пришел на "могилу" своего последнего киногероя и простоял около нее в задумчивости несколько минут...
Дома никого не было. Жена-актриса вместе со всей труппой находилась в Риге, дочь с семьей была на даче.
- Саша, почему нет горячей воды? - обратился актер к слесарю.
- Отключили...
- Ну ничего, холодной помоюсь...
Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и его сердце остановилось 5 августа (по другим данным - 7 августа) 1987 года.
Анатолию Папанову было 65 лет...
На сердце Папанов никогда не жаловался и холодной воды не боялся, даже в октябре спокойно купался. Наденет обычно свою излюбленную кепочку, чтобы никто не узнал, и поедет на велосипеде: семь километров от дачи до водохранилища и обратно. Единственное, что часто беспокоило Папанова, - раненная в 1942-м нога. "Немец мне полпятки срезал", - говорил он. Немец ему еще два пальца на ноге оторвал и кости на ступне снарядом раздробил. Эти проклятые косточки потом периодически отторгались организмом, да и под срезанную пятку все время приходилось что-то подкладывать. Но зрители, видя на экране здорового и бодрого актера, даже не догадывались о его недуге. В ГИТИС Папанов пришел поступать с палочкой, но пообещал преподавателям избавиться от хромоты и к последнему курсу так натренировал ногу, что на выпускном даже затанцевал. Еще обещал над речью поработать, но, как ни старался, ничего не получилось - прикус у него был неправильным. Позже тот голос с "вульгарными шипящими", за который его так ругали преподаватели, стал фирменным - папановским.
"Я - однолюб: одна женщина, один театр", - говорил о себе Папанов. Со своей супругой Надеждой Каратаевой он познакомился в институте, но не обращал на нее особого внимания, пока дворовый друг однажды не отметил: "Какая у вас Надя девушка красивая". Папанов подумал: "А я-то, дурак, почему проглядел", - и начал ухаживать. Война, комендантский час, а влюбленные гуляли по ночной Москве и говорили о театре...
"Когда моя мама первый раз увидела Толю, она сказала: "Наверное, Толя хороший парень, но уж больно он некрасивый", - вспоминает Надежда Юрьевна. - Толя был худой, ходил в линялой гимнастерке... Свадьбу мы сыграли 20 мая 1945 года, винегрета наготовили, водку по карточкам накупили. В разгар свадьбы в доме погас свет. Кто-то увидел в этом недобрый знак, но жизнь показала, что примета не работает: мы счастливо прожили вместе 43 года. Многие актеры заводят интрижки на стороне, а мы с Толей всегда были вместе и в театре, и на гастролях. Даже когда ему командировки за границу давали, он говорил: "Без жены не поеду".
Надежда Юрьевна не любит вспоминать об этом, но было время, когда у нее появлялись мысли о разводе с Папановым... Соперницей молодой жены стала водка. На съемках одной из первых картин Папанова его и еще одного актера закрыли в гостиничном номере, опасаясь, как бы те не употребили лишнего. Тогда Папанов связал простыни, к последней прикрепил деньги, открыл окно и закричал: "Братцы, помогите! Двум артистам водочки надо!" Когда режиссер вошел в номер, друзья уже были навеселе...
Вспоминал Евгений Весник (помните учителя математики из "Приключений Электроника"?):
- Посидели мы с дедом (я - ровесник Папанова, тоже фронтовик, но почему-то называл его дедом, а он меня - сопляком) в ресторанчике, выпили, едем на такси:
- Ты хто? - спрашивает Папанов.
- Я - Женя Весник.
- Не ври, он мой друг.
Через какое-то время опять:
- Ты хто?
- Я - Женя Весник.
- Не ври, он мой друг.
И так всю дорогу. На следующее утро рассказываю ему о вчерашнем. Папанов бурно реагирует:
- Как ты можешь врать?! Ты ж мой друг!!!
Многие зрители, наблюдая за ослепительным дуэтом Папанов - Миронов, думали, что и в жизни два актера неразлейвода. Но друзьями они не были и в гости друг к другу не ходили. Папанов легко сходился с людьми, со многими был в очень хороших приятельских отношениях, но близко к себе редко кого подпускал. Виктор Мережко - один из немногих, кто был вхож в дом актера:
- Казалось бы, что могло связывать меня и Папанова? Ему 50 лет, он звезда, я начинающий 35-летний сценарист, недавно приехавший в Москву. Видимо, понимая, что мы хотим есть, Анатолий Дмитриевич приглашал меня и мою покойную жену Тамарочку в гости. Какими вкусностями он нас угощал! Икра красная, икра черная... Многие завязавшие не могут видеть, как другие выпивают, а Папанов, наоборот, получал от этого наслаждение. Брал бутылочку, наливал. "Ты, Витюх, когда первая пойдет, возьми вот это, не-е-ет, не икорку бяри, а огурчик малосольный, Надюша специально на базарчик бегала", - и подкладывает закусочку, подкладывает. "Когда, - говорит, - ты пьешь, я хмялею".
Папанов всегда помогал начинающим. Когда узнал, что у меня в квартире нет телефона, тут же предложил: "Ты узнай фамилию начальника телефонного узла, завтра поедем". Через два дня у меня стоял телефон.
Сцену в "Бриллиантовой руке", когда Папанов под водой нанизывает рыбу на крючок Никулину, по вине технических работников переснимали несколько раз, а вода была ледяной. Разгневанный Папанов высунулся на поверхность и грозно рявкнул на ассистента: "Идиот!!!" Гайдаю так это понравилось, что он вставил эпизод в картину. Только удивительно, что умеющий "цветасто" выражаться Папанов в гневе выдал не трехэтажный мат, а столь безобидное слово.
"Для меня вообще загадка, как с таким лицом и произношением я стал актером. Наверное, это ошибка режиссеров..." - считал Папанов. Он не кокетничал, а действительно очень требовательно относился к себе. По словам друзей, выглядел Папанов как простой мужичок и обожал этакий дачный стиль: джинсы, рубашка навыпуск, босоножки и кепочка.