Найти тему
VIKENT.RU

Танец как смысл жизни Мориса Бежара

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Достойные средства достижения цели

1.  Maurice Béjart, festival d'Avignon 1967
1. Maurice Béjart, festival d'Avignon 1967

Морис Бежар как танцовщик, зарабатывал мало.

Но, в отличие от других танцовщиков у него была цель: создать свой балет. Отсюда – и отношение к своему делу.

«Я все ещё обитал на семнадцати квадратных метрах на шестом этаже дома по улице Бержер. Часто я возвращался после репетиций пешком - сэкономив на билете метро, я мог выпить чашку кофе или съесть полбатона. Что мне дали эти годы заурядных гастролей, примитивных балетов, гостиничных кроватей с простынями, рваными в ногах? Пренебрежительная пресса, неизменно слишком короткие рецензии, которые удавалось отыскать, только дважды перелистав газету, семь строчек петитом под рекламным кирпичом, танцовщики, сообщающие мне перед поднятием занавеса: «Балкон пуст, в партере занято всего три ряда!» - сейчас всё это звучит забавно, живописный фольклорный образ бедного художника, которому никак не удаётся пробиться. Но приходилось жить день за днём в обстановке так называемой «романтики». Можно ли чувствовать себя в игривом настроении, когда просыпаешься по утрам, не зная, как исхитриться поесть в полдень? (Не говоря уж о вечерней трапезе!) Я не люблю оглядываться назад, потому что тут слишком легко растрогаться.

У меня было одно преимущество перед моими товарищами танцовщиками, находившимися в том же положении: я танцевал свои собственные вещи, я рассказывал свои истории. У меня (если воспользоваться чудовищным выражением) было «ради чего». Преимущество ничтожное, главное-то было - выжить». 

Морис Бежар, Мгновение в жизни другого, М., «Главная редакция театральной литературы», 1989 г., с. 56.  

2.  Морис Бежар
2. Морис Бежар

И далее:

«Обратив танец в смысл своей жизни, я принял его всерьёз.

И меня тотчас поразил разрыв между той работой, которую требуют преподаватели и благоговейно выполняют их ученики в студиях танца, в классах, и тем омертвелым пустопорожним танцем - кто во что горазд, -  господствовавшим на балетных спектаклях в дни моей молодости. Из танца сделали (это безличное «сделали» легко раскрывается - где и кто) искусство второсортное, декоративное, развлекательное. Я имею в виду, разумеется, положение танца на Западе: не случайно именно на Западе танец оказался замаран, ибо замаран, окарикатурен был не один только танец.

Я принял танец всерьёз, так как убеждён, что танец - явление религиозного порядка. И кроме того - явление социальное. Пока танец рассматривается как обряд, обряд одновременно сакральный и человеческий, он выполняет свою функцию. Превращённый в забаву, танец перестаёт существовать, остается нечто вроде фейерверка, или парада девиц в униформе, или игры на электрическом бильярде, но только не танец. Говорить об этом в восьмидесятые годы - значит ломиться в открытую дверь, но в пятидесятые эта дверь была на крепком запоре.

3.
3.

Христианство определённого толка во имя неведомого табу, какого-то пугливого стыда перед плотской оболочкой души, отвергло танец в момент, когда та же самая религия вдохновила строительство соборов! Отрезанный от религии, которой он должен жить, западный танец, осуждённый на «плотскость», укрылся именно в плоть - он стал ответвлением галантного церемониала. Вдалеке от религии танец приобрёл светскость в самом худшем смысле этого слова. Людовик ХIV создал Королевскую академию музыки и танца. Крестник короля, танец рождался, но где? При дворах, в салонах...

И рождался с огромным запозданием. Другие искусства никогда не подавлялись. Танцу пришлось одновременно восстанавливать свои связи с корнями и двигаться вперед, лепеча, как младенец, первые слова, в то время, когда европейская архитектура уже перешла от романского стиля к готике, когда великая венецианская живопись уже плодоносила наряду с Рембрандтом, когда Монтеверди, Вивальди уже скончались...

Вместо того чтобы двигаться вперёд, бедный танец только усугублял своё отставание! Его похитила благонамеренная гривуазность приземленной буржуазии, легковесность  аристократии-недотроги и фарисейство эстетов. Танец сжимали, укорачивали, подобно ногам китаянок. Он был деланным и жеманным. И так тянулось долго, поскольку с этим не покончено и по сей день.

4.
4.

Танцу XIX века была отведена резервация - «балет», - где он служил для украшения интриги, насильственно сочетаемой с другими искусствами. Короче, на протяжении столетий танец был лишён самостоятельного существования. Его роль сводилась к иллюстрированию чувствительных повестушек второразрядных или третьеразрядных писателей, которыми набивалась сцена, с второсортными, если не хуже, музыкальными номерами в декорациях, обязанных своей эстетикой бонбоньеркам. Таков был танец XIX века!

Куда же делся при этом обряд? Потребность причаститься в сакральном и социальном - в вертикальном и горизонтальном - измерениях?

Появление Дягилева с его Русским балетом в начале века было революцией. Но революцией эстетической. Между тем, танец нуждался в революции этической. Но и эстетическая революция была немалым делом! Такие великие музыканты, как Стравинский, стали, наконец, писать для танца. Великие художники - Пикассо, ДеренБрак - занимались  декорациями, костюмами. Явился такой поразительный сценограф, как Лев Бакст (я с нетерпением жду фильма, о котором много говорят, но которого никак не сделают, о жизни Льва Бакста, чью роль должен исполнить Мик Джэггер).

5. Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева, 1904 год.
5. Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева, 1904 год.

Дягилев показал также исполнителей, которые были уже не грациозными паяцами, но волнующими и сильными танцовщиками, особенно, конечно, Нижинский, соединяющий в себе артиста и хореографа. Дягилев работал, чтобы поразить Париж, пленить Париж, шокировать Париж. Но этого мало. Необходимо было заново открыть танец в его общечеловеческой сути, танец, не оторванный от своих религиозных корней, - то есть все танцы мира, но не танец некоего общества в некой части Европы. Необходимо было возродить и оживить универсальную хореографическую традицию.

Это возрождение танца, его расцвет осуществился в момент, когда Европа наконец прониклась уважением к искусству и языкам других континентов. Живописцы и скульпторы проложили путь, вдохновляясь негритянским искусством. Затем музыке открылись ритмы и мелодии Востока -  необыкновенный успех выпал на долю танцевальных трупп, явившихся из дальних стран, будь то русский фольклор или индийский катхакали». 

Морис Бежар, Мгновение в жизни другого, М., «Главная редакция театральной литературы», 1989 г., с. 91-92.  

Источник

Дополнительный материал

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме» по Г.С. Альтшуллеру

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Изображения в статье

  1. Maurice Béjart, festival d'Avignon 1967, By jlggb, CC BY 2.0
  2. Изображение Vladislav83 с сайта Pixabay
  3. Изображение claudemir novais с сайта Pixabay