На заре 21 века игровая индустрия переживала очередной всплеск – Sony представили самую популярную консоль в истории – PlayStation 2, а мир портативных игр всецело принадлежал Nintendo и консоли Game Boy Advance. В это же золотое время Nokia была полноправным королём мобильного мира – финские устройства были представлены в любых сегментах, а само слово смартфон плотно ассоциировалось с финской платформой Series 60. Тогда и родился первый игровой смартфон в истории – Nokia N-Gage.
Рождение легенды
В 2000 году наблюдательные маркетологи Nokia заметили, что любителям игр приходится носить с собой два устройства – мобильный телефон, и портативную консоль. Такое положение дел показалось компании золотой жилой, и спустя два года началась разработка смартфона под кодовым названием Starship. Правда, расчёт оказался ошибочным.
7 ноября 2003 года состоялась презентация игрового устройства на платформе Nokia Series 60. Новинку отличал необычный форм-фактор с горизонтальной ориентацией и «двойной» клавиатурой – слева от дисплея располагался джойстик D-Pad, а справа – «классическая» цифровая клавиатура. Сам экран был обычным для флагманских устройств Nokia – диагональ в 2,1 дюйма и разрешение 176 х 208 точек. Палитра отображаемых оттенков ограничивалась 4096 цветами, что вполне соответствовало времени. «Начинка» устройства была аналогична первому смартфону Nokia – слайдеру 7650. За быстродействие отвечал процессор ARM920T с тактовой частотой в 104 МГц, а внутренний накопитель смартфона вмещал 3,4 Мб – его можно было расширить картами формата MMC. Номинально N-Gage «видел» карты объёмом до 2 ГБ, но стабильную работоспособность гарантировали лишь с носителем на 1 ГБ.
Смартфон поддерживал приложения на платформе Series 60 и Java MIDP, которая лежала в основе мобильных игр того времени. Кроме того, N-Gage позволял воспроизводить видеоролики и проигрывать музыку. Игровую направленность смартфона выделял полноценный мультиплеер на основе Bluetooth-соединения и через интернет (сервис N-Gage Arena). Для устройства было выпущено 56 адаптированных игр, включая такие серии как Call of Duty, Splinter Cell и Civilization. Единственным недостатком новинки, на момент выпуска, считалось отсутствие камеры, которую посчитали лишней на игровом смартфоне. Казалось бы, всё готово для свержения Nintendo, но сенсационное устройство оказалось провалом.
Nokia промахнулись
На момент выпуска N-Gage её стоимость составляла 300 долларов (450 долларов по нынешнему курсу). Для сравнения – «обычный» Nokia 3650 с камерой и привычным дизайном стоил на 50 долларов больше. Иначе говоря, N-Gage был одним из самых доступных смартфонов своего времени. Но это не смогло перекрыть недостатки.
Во-первых, устройство было неудобным в роли, собственно, телефона. Для разговора его прикладывали ребром, на котором располагался динамик и микрофон. Кроме того, каждая новая игра требовала перезапуска телефона. Так, большинство эксклюзивов на N-Gage продавались на отдельных MMC-картах, или загружались с ПК – в силу отсутствия быстрого и доступного мобильного интернета. А слот для карт расположили под аккумулятором, что требовало выключения и разборки смартфона для смены карты. Вызывал нарекания и экран с необычным соотношением сторон 11:13, что не способствовало комфортной игре.
Всё это больно било по продажам – уже через 17 дней после премьеры американские торговые сети завлекали покупателей скидкой в 100 долларов. Так, на каждый проданный в мире N-Gage приходилось 100 купленных Game Boy Advance, а в ноябре 2005 года генеральный директор Nokia признал, что проект потерпел неудачу: удалось реализовать лишь треть запланированных объёмов.
Не спасла положение даже обновленная версия N-Gage QD, в которой динамики расположили привычно и добавили слот для быстрой замены карты памяти, убрав «лишние» функции (стерео-динамики, MP3-плеер, USB- разъём). Во многом этому способствовал выход PlayStation Portable, которая была в разы мощнее и дешевле.
Итоги
Мощь Nokia позволял вести даже убыточные проекты – в 2005 году представители компании сознались, что концепция игрового смартфона оказалась преждевременной. Тем не менее, на выставке E3-2006 компания презентовала стратегию Civilization для смартфона, а в ноябре того же года была выпущена последняя игра для N-Gage – Payload.
Осенью 2005 года производство горе-смартфона закрыли, сохранив имя N-Gage – с 2007 года одноименный сервис объединял игры для смартфонов Series 60. Остатки устройств распродавали до 2007 года, закрыв историю первого игрового смартфона на отметке в 3 млн проданных экземпляров.
Почему же у такой могучей компании, как Nokia, не получилось? В первую очередь, пользователей отпугивал завышенный ценник, неадекватность которого особенно подчеркнул выход PSP. Губительным оказался и ограниченный выбор игр, помноженный на конструктивные недостатки. Большинство эксклюзивов были выпущены уже после того, как N-Gage завоевала дурную славу.
Сейчас даже бюджетные смартфоны способны обеспечить более качественную картинку, но в 2003 году это казалось настоящим прорывом.
Отдельно стоит отметить судьбу необычного устройства в России. В момент старта продаж дорогое устройство с непонятным позиционированием не заинтересовало россиян. Не спасло ситуацию и открытие главного магазина Nokia в Москве, продававшего официальные игры на смартфон. По-настоящему популярным устройство стало уже после завершения продаж – изрядно подешевевший N-Gage из переоценённой «недоконсоли» превратился в один из самых доступных смартфонов на рынке. Смартфоном для тех, кого не пугали неудобства и «молодёжный» дизайн.
Сегодня N-Gage прощают все недостатки из-за её новой эксклюзивности – в качестве артефакта ушедшего времени. Так, подержанные смартфоны продают за 2-5 тысяч рублей. Кроме того, можно стать владельцем новой N-Gage или восстановленной версии, но в этом случае ценник стартует с 10 000.