Найти тему

Nokia N-Gage – первый игровой смартфон в истории

Оглавление

На заре 21 века игровая индустрия переживала очередной всплеск – Sony представили самую популярную консоль в истории – PlayStation 2, а мир портативных игр всецело принадлежал Nintendo и консоли Game Boy Advance. В это же золотое время Nokia была полноправным королём мобильного мира – финские устройства были представлены в любых сегментах, а само слово смартфон плотно ассоциировалось с финской платформой Series 60. Тогда и родился первый игровой смартфон в истории – Nokia N-Gage.

Первую версию консоли позиционировали как альтернативу Game Boy Advance от Nintendo.
Первую версию консоли позиционировали как альтернативу Game Boy Advance от Nintendo.

Рождение легенды

В 2000 году наблюдательные маркетологи Nokia заметили, что любителям игр приходится носить с собой два устройства – мобильный телефон, и портативную консоль. Такое положение дел показалось компании золотой жилой, и спустя два года началась разработка смартфона под кодовым названием Starship. Правда, расчёт оказался ошибочным.

Исключая игровую направленность, N-Gage был типичным смартфоном того времени: операционная система Symbian 6.1, процессор на 104 МГц и "огромный" дисплей.
Исключая игровую направленность, N-Gage был типичным смартфоном того времени: операционная система Symbian 6.1, процессор на 104 МГц и "огромный" дисплей.

7 ноября 2003 года состоялась презентация игрового устройства на платформе Nokia Series 60. Новинку отличал необычный форм-фактор с горизонтальной ориентацией и «двойной» клавиатурой – слева от дисплея располагался джойстик D-Pad, а справа – «классическая» цифровая клавиатура. Сам экран был обычным для флагманских устройств Nokia – диагональ в 2,1 дюйма и разрешение 176 х 208 точек. Палитра отображаемых оттенков ограничивалась 4096 цветами, что вполне соответствовало времени. «Начинка» устройства была аналогична первому смартфону Nokia – слайдеру 7650. За быстродействие отвечал процессор ARM920T с тактовой частотой в 104 МГц, а внутренний накопитель смартфона вмещал 3,4 Мб – его можно было расширить картами формата MMC. Номинально N-Gage «видел» карты объёмом до 2 ГБ, но стабильную работоспособность гарантировали лишь с носителем на 1 ГБ.

Для удобной игры финские конструкторы "разделили" клавиатуру на цифровой блок и, так называемый, D-Pad. Тем не менее, соотношение сторон дисплея оставили "телефонным" - 11:13. Для сравнения, в Nintendo был удобный широкоформатный экран 4:3.
Для удобной игры финские конструкторы "разделили" клавиатуру на цифровой блок и, так называемый, D-Pad. Тем не менее, соотношение сторон дисплея оставили "телефонным" - 11:13. Для сравнения, в Nintendo был удобный широкоформатный экран 4:3.

Смартфон поддерживал приложения на платформе Series 60 и Java MIDP, которая лежала в основе мобильных игр того времени. Кроме того, N-Gage позволял воспроизводить видеоролики и проигрывать музыку. Игровую направленность смартфона выделял полноценный мультиплеер на основе Bluetooth-соединения и через интернет (сервис N-Gage Arena). Для устройства было выпущено 56 адаптированных игр, включая такие серии как Call of Duty, Splinter Cell и Civilization. Единственным недостатком новинки, на момент выпуска, считалось отсутствие камеры, которую посчитали лишней на игровом смартфоне. Казалось бы, всё готово для свержения Nintendo, но сенсационное устройство оказалось провалом.

В 2005 году для платформы N-Gage выпустили порт шутера Call of Duty, который стал первым "эксклюзивом" смартфона
В 2005 году для платформы N-Gage выпустили порт шутера Call of Duty, который стал первым "эксклюзивом" смартфона

Nokia промахнулись

На момент выпуска N-Gage её стоимость составляла 300 долларов (450 долларов по нынешнему курсу). Для сравнения – «обычный» Nokia 3650 с камерой и привычным дизайном стоил на 50 долларов больше. Иначе говоря, N-Gage был одним из самых доступных смартфонов своего времени. Но это не смогло перекрыть недостатки.

Разговорный динамик в N-Gage располагался на торце корпуса, что требовало необычной манеры разговора
Разговорный динамик в N-Gage располагался на торце корпуса, что требовало необычной манеры разговора

Во-первых, устройство было неудобным в роли, собственно, телефона. Для разговора его прикладывали ребром, на котором располагался динамик и микрофон. Кроме того, каждая новая игра требовала перезапуска телефона. Так, большинство эксклюзивов на N-Gage продавались на отдельных MMC-картах, или загружались с ПК – в силу отсутствия быстрого и доступного мобильного интернета. А слот для карт расположили под аккумулятором, что требовало выключения и разборки смартфона для смены карты. Вызывал нарекания и экран с необычным соотношением сторон 11:13, что не способствовало комфортной игре.

Выпущенная годом спустя N-Gage QD стала упрощённой версией предшественника в более эргономичном корпусе, и без "лишних" функций, но продажи это не спасло
Выпущенная годом спустя N-Gage QD стала упрощённой версией предшественника в более эргономичном корпусе, и без "лишних" функций, но продажи это не спасло

Всё это больно било по продажам – уже через 17 дней после премьеры американские торговые сети завлекали покупателей скидкой в 100 долларов. Так, на каждый проданный в мире N-Gage приходилось 100 купленных Game Boy Advance, а в ноябре 2005 года генеральный директор Nokia признал, что проект потерпел неудачу: удалось реализовать лишь треть запланированных объёмов.

Игры выпускались на незащищённых от копирования MMC-картах, что поспособствовало стремительному наполнению Сети пиратским контентом. Это позволяло владельцам смартфона испробовать все 56 игр
Игры выпускались на незащищённых от копирования MMC-картах, что поспособствовало стремительному наполнению Сети пиратским контентом. Это позволяло владельцам смартфона испробовать все 56 игр

Не спасла положение даже обновленная версия N-Gage QD, в которой динамики расположили привычно и добавили слот для быстрой замены карты памяти, убрав «лишние» функции (стерео-динамики, MP3-плеер, USB- разъём). Во многом этому способствовал выход PlayStation Portable, которая была в разы мощнее и дешевле.

Итоги

Мощь Nokia позволял вести даже убыточные проекты – в 2005 году представители компании сознались, что концепция игрового смартфона оказалась преждевременной. Тем не менее, на выставке E3-2006 компания презентовала стратегию Civilization для смартфона, а в ноябре того же года была выпущена последняя игра для N-Gage – Payload.

Главным отличием N-Gage QD стал слот для "горячей" замены карты памяти, который не требовал выключения устройства при смене игры.
Главным отличием N-Gage QD стал слот для "горячей" замены карты памяти, который не требовал выключения устройства при смене игры.

Осенью 2005 года производство горе-смартфона закрыли, сохранив имя N-Gage – с 2007 года одноименный сервис объединял игры для смартфонов Series 60. Остатки устройств распродавали до 2007 года, закрыв историю первого игрового смартфона на отметке в 3 млн проданных экземпляров.

Почему же у такой могучей компании, как Nokia, не получилось? В первую очередь, пользователей отпугивал завышенный ценник, неадекватность которого особенно подчеркнул выход PSP. Губительным оказался и ограниченный выбор игр, помноженный на конструктивные недостатки. Большинство эксклюзивов были выпущены уже после того, как N-Gage завоевала дурную славу.

Сейчас даже бюджетные смартфоны способны обеспечить более качественную картинку, но в 2003 году это казалось настоящим прорывом.

Отдельно стоит отметить судьбу необычного устройства в России. В момент старта продаж дорогое устройство с непонятным позиционированием не заинтересовало россиян. Не спасло ситуацию и открытие главного магазина Nokia в Москве, продававшего официальные игры на смартфон. По-настоящему популярным устройство стало уже после завершения продаж – изрядно подешевевший N-Gage из переоценённой «недоконсоли» превратился в один из самых доступных смартфонов на рынке. Смартфоном для тех, кого не пугали неудобства и «молодёжный» дизайн.

Nokia N-Gage на экспозиции, посвящённой вкладу Финляндии в игровую индустрию. Несмотря на недостатки, за четыре года удалось продать три миллиона необычных и недешёвых смартфонов
Nokia N-Gage на экспозиции, посвящённой вкладу Финляндии в игровую индустрию. Несмотря на недостатки, за четыре года удалось продать три миллиона необычных и недешёвых смартфонов

Сегодня N-Gage прощают все недостатки из-за её новой эксклюзивности – в качестве артефакта ушедшего времени. Так, подержанные смартфоны продают за 2-5 тысяч рублей. Кроме того, можно стать владельцем новой N-Gage или восстановленной версии, но в этом случае ценник стартует с 10 000.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой канал – давайте вместе исследовать наше недавнее прошлое!