Найти тему
Педагогика Жизни

Школа в России станет платной

Рано или поздно. Это должно произойти. И сразу сложно однозначно сказать, как это скажется на системе образования. Но стоит отметить, что формирование коммерческого сектора в образовании в первую очередь должно стать именно стимулом к развитию всей структуры в целом.

Уже давно мы с вами можем наблюдать на рынке образовательных услуг довольно большое количество частных детских садов, центров развития и, конечно, школ. Но вряд ли кто-то осмелится сказать, что такие заведения оказывают хоть сколько-нибудь значительное влияние на общий уровень качества образования в стране. И хоть платное(коммерческое) школьное образование безусловно является более качественным и эффективным, доля его в общей массе школ России похожа на каплю в море, как минимум в Азовском. Как и в 90-е годы, сегодня этот образовательный сектор продолжает оставаться чем-то недоступным и элитарным.

Но что будет, если все государственные школы в один момент вдруг так же станут платными? Звучит для многих просто ужасающе. Но давайте разберёмся.

Во первых, де-факто "бесплатное" образование наших детей, как всё остальное "бесплатное" в мире, кем-то оплачено. А именно - налогоплательщиками. Поэтому бесплатность школы всё-таки можно назвать неким лукавством. Конституция же гарантирует скорее просто его доступность.

Во-вторых, говоря о бесплатном образовании абсолютно для всех граждан мы редко говорим о его уровне. Сегодня гражданин России гарантированно получает основное среднее образование и опционально - высшее, при должных академических успехах.

Почему же мы не задумываемся о том, что можно стимулировать эти самые академические успехи детей путём коммерциализации некоторых элементов школьного образовательного цикла.

Один из оптимальных вариантов такого развития событий, на мой субъективный взгляд, выглядит таким образом:

  • Начальное общее образование остаётся бесплатным для всех граждан в полном объёме
  • Основное общее образование субсидируется государством на 70-80% безусловно, а оставшую долю - лишь для учеников, успешно освоивших программу по итогам ежегодных и полугодовых аттестаций
  • Среднее общее образование субсидируется государством лишь на 50% безусловно, остальные 50%, опять же, лишь для добросовестных учащихся
-2

  • Как дополнительный стимулирующий элемент предполагается ввести широкую стипендиальную систему и систему грантов за высокие достижения в научно-исследовательской деятельности среди школьников (намного более широкую, чем скудная нынешняя) за счёт освободившихся бюджетных средств
  • Сохраняется возможность получения полностью бесплатного образования для детей из малоимущих семей, которые не отличаются успехами в учёбе, но по сокращённой базовой программе (в которой, например, сокращены часы истории, биологии, географии, химии, и полностью исключены такие предметы как ИЗО, музыка, технология, иностранный язык).

Это конечно далеко не оптимальный проект, а точнее, лишь краткие тезисы программы развития системы образования в нашей стране.

Какие идеи вы поддерживаете среди выше перечисленных? Какие вам кажутся абсурдными?

Пишите своё мнение в комментариях!

И подписывайтесь на наш канал "Педагогика Жизни". В следующих статьях мы ещё подробнее рассмотрим различные перспективы развития образовательной системы России.

Спасибо за внимание!