Найти тему
Редкие книги

ЖЗЛ. Брюллов.

-2

Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - говорил Карл Павлович Брюллов. Это выражение стало крылатым после одного случая. Как-то Карл Павлович, поправляя этюд ученика, в нескольких местах чуть тронул его, и мёртвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и всё изменилось», - изрёк ученик. В этом чуть-чуть и заключается самая суть искусства. Собственное «чуть-чуть» художника взошло на небосклоне «золотого века» русской культуры наравне со звёздами  Грибоедова, Гоголя, Глинки, Кипренского, Тропинина.

Судьба преподнесла Карлу Павловичу сюрприз – он родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным. И вот уже два с лишним столетия русская культура изъясняется на языке этих выдающихся личностей. В их биографиях есть много поразительных совпадений: оба имели в роду иностранцев, но твёрдо считали себя истинно русскими людьми. Оба ушли коротким жизненным путём в расцвете сил и творчества, оставив потомкам непостижимое наследство прекрасного, удивительного, вечного.

Настоящая фамилия отца художника звучала как Брюлло, поскольку была унаследована от прадеда-француза. В XVIII веке Георг Брюлло приехал в Петербург и поступил лепщиком на фарфоровый завод. Его внук занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью и благодаря своим успехам стал академиком петербургской Академии художеств. Павел Иванович Брюлло был дважды женат. От первого брака имел сына Фёдора, а от второго брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет четыре сына – Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери – Мария и Юлия. Все сыновья выучились в Академии художеств, а Юлия вышла замуж за известного акварелиста Петра Фёдоровича Соколова.

Судьба преподнесла Карлу Павловичу сюрприз – он родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным. И вот уже два с лишним столетия русская культура изъясняется на языке этих выдающихся личностей. В их биографиях есть много поразительных совпадений: оба имели в роду иностранцев, но твёрдо считали себя истинно русскими людьми. Оба ушли коротким жизненным путём в расцвете сил и творчества, оставив потомкам непостижимое наследство прекрасного, удивительного, вечного.

Настоящая фамилия отца художника звучала как Брюлло, поскольку была унаследована от прадеда-француза. В XVIII веке Георг Брюлло приехал в Петербург и поступил лепщиком на фарфоровый завод. Его внук занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью и благодаря своим успехам стал академиком петербургской Академии художеств. Павел Иванович Брюлло был дважды женат. От первого брака имел сына Фёдора, а от второго брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет четыре сына – Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери – Мария и Юлия. Все сыновья выучились в Академии художеств, а Юлия вышла замуж за известного акварелиста Петра Фёдоровича Соколова.

Индивидуальность творчества Карла Брюллова заключалась в том, что он окончательно разрушил границы между стилями в живописи – классицизмом, романтизмом и реализмом. Его увлекала идея синтеза живописи с другими видами искусства – скульптурой, архитектурой, театром. Сегодня он входил в восточный гарем сластолюбивого хана Гирея, в сад царя Давида, где нежилась обнажённая Вирсавия, а завтра  его можно было найти на площади Форума, разрушенного воинственным полководцем Гензерихом или на празднике урожая с весёлым мотивом тарантеллы. Картины Брюллова – это жизнеописание нравов народов в различные эпохи. Его герои – и гений античности, любующийся лавровым венком, и скупец, подбирающий монету у входа в ад, и знойная красавица, тянущаяся губами к ягодам винограда, и малютка, уронившая туфельку с пухлой ножки, живут настоящей, а не нарисованной жизнью, настолько тонко и чувственно выписаны их образы на полотнах.

Карл Павлович бы женат на Эмилии Тимм, но брак оказался неудачным и продлился всего несколько месяцев. У него не было детей, а продолжением таланта великого живописца стали его ученики. Будучи профессором Академии художеств, он старался развить в них всё то, что щедро отмерено природой. Несхожими путями в изобразительном искусстве пошли маринист Айвазовский, жанрист Федотов, философ Ге, лирик Шевченко, но главное наставление учителя каждый из них усвоил навсегда: «Не упускайте ни одного дня, не приучая руку к послушанию. Делайте с карандашом то, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом – только тогда можно сделаться вполне художником… Душа художника, как зеркало, должна отражать в себе всю природу; образованный вкус выберет из неё прекрасное, а талант передаст в картине».

Карл Павлович умер в июне 1852 года вдали от родины в местечке Манциана близ Рима, где проходил лечение.

Похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Надгробие на могиле Карла Брюллова

- Карл Брюллов поправлял рисунки друзей перед экзаменами, взамен этого им предлагалось отвозить его на закорках в столовую и доставлять прямо в постель ситник с икрой или мёдом;