После окончания школы перед каждым школьником встает сложный выбор - куда поступить? Конечно же, большинству хочется покорить одну из двух столиц. Но не всегда этот путь оказывается правильным.
Победив в школьной олимпиаде из министерского перечня, я была по-настоящему вдохновлена перспективами. Поступление вне конкурса в один из наиболее известных и уважаемых ВУЗов убедило, что я вытянула "счастливый билет".
Реальность показала свое лицо быстро. Чем сильнее ВУЗ, тем выше требования
Основным контингентом университетов "первой пятерки" являются по-настоящему заряженные ребята, годами принимавшие участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах, в общем, уже знавших больше среднестатистического первокурсника. Назвать себя слабой студенткой я тоже не могу - первый курс я закрыла. Но после профильного технологического класса мне пришлось по-настоящему нелегко - темп подачи информации был безумным, лишь постоянное повторение и дополнительные консультации с преподавателями и их ассистентами помогали по-настоящему понять материал, а не только что-то запомнить.
В третьем семестре случилось то, что может случиться с каждым - зимнюю сессию я провела на больничном. Родителей рядом нет. Университет не ждет. Не выдержав одной из последующих пересдач, идущих друг за другом, я оказываюсь в ситуации, требовавшей либо моего отчисления, либо перевода.
Топовые ВУЗы не будут никого ждать
Таких же студентов - сотни. Например, на моё направление поступило 200 студентов. Дипломы получили менее половины из них. Что делать? В первую очередь, выбрать ВУЗ для перевода, вопрос об отчислении и не стоял. Им стал вуз в родном городе. Один из факультетов, подходящих для перевода, был выбран по принципу "там учатся мои лучшие друзья, значит, легко адаптируюсь".
На этом моменте отвлекусь от повествования и вернусь к наиболее частому вопросу:
Зачем люди вообще идут на факультеты, связанные с информатикой? Правильно - чтобы стать программистами
Ещё не зная, что ветвей программирования не просто много - ни один человек не способен охватить все, даже истинный гений. Но это престижная и (действительно!) неплохо оплачиваемая профессия. Это желание не менее чем половины абитуриентов. Ни в коем случае не хочу обойти стороной желающих заниматься наукой, но будем честны - это пожелание несколько менее популярно. Конечно, сейчас набирают популярности направления, требующие не только базовой математической подготовки, но это - тема других статей и дискуссий.
Так вот, ВУЗ - не гарантия вашего трудоустройства. Это не гарантия безбедного существования. Это - ваш старт
То, что вы возьмёте оттуда. Вы можете получить диплом - и больше ничего. Но кому вы тогда будете нужны?
Многое в вашей дальнейшей судьбе зависит от того, как вы умеете учиться, вашего упорства. Полученных в Москве знаний мне, например, хватило мне для того, чтобы достаточно успешно пройти первое собеседование и получить первую работу по специальности. Не неоплачиваемую стажировку, а оплачиваемую работу. Это казалось мне настоящим успехом. Моя подруга, закончившая обучение в Москве, искала работу после выпуска не один месяц, и признавалась, что это непросто.
Вернусь к родному городу. Первым факультетом, где я училась, стал НЕ математический факультет. В то время, когда я там училась, преподавание программирования соответствовало стандартам. Хорошо прописанным и понятным стандартам... По которым обучался один из моих родственников почти 20 лет назад. Классическое преподавание - это прекрасно, но мир IT обязан двигаться вперед. Что представляла собой лабораторная работа, выполняемая студентом и сдаваемая преподавателю только в классе? Код программы, запускаемый перед преподавателем. Преподаватель попробует ввести пару-тройку вариантов входных данных. Получит или не получит на них требуемый результат. Немного посмотрит на код, укажет на недочеты, если они есть. За одну пару преподаватель видит 10, 20 и более работ. Запомнит ли он все? Нет! Конечно же, кроме вопиющих случаев, когда несколько раз подряд сдают одну и ту же программу. Но это уже никуда не годится.
Год спустя, уже по своему личному желанию, я оказалась на математическом факультете, который тут же разрушил стереотип, навязанный его же названием.
Одной из настоящих "фишек" факультета является "Контест". Это онлайн-доска задач по программированию, решения которых должны быть в определенный срок сданы туда же. Оценивание задач происходит автоматически.
Какие я вижу плюсы у такого подхода?
— Время преподавателя. Ему не нужно подходить к каждому конкретному студенту, что способствует появлению возможности решения вопросов по мере возникновения и повышение внимания к каждому конкретному студенту в отдельности.
— Честность. Автоматическая проверка на плагиат показывает все "подозрительные" решения.
— Время студента. Ты сова? Решай ночью, никто не будет тебе мешать (только на пары проснись, пожалуйста!). Решай на паре вместо того, чтобы тратить время на ожидание преподавателя. Решай. Программирование - дисциплина, требующая бесконечной и ежедневной практики, как игра на музыкальном инструменте.
Чем дальше, тем сложнее и интереснее становится учиться. После освоения базовых дисциплин на 1-2 курсах в учебном плане появляется больше гибкости. И снова меня порадовал набор доступных на математическом факультете дисциплин - любой найдет себе то, что нужно именно ему. Хочешь больше углубиться в методы оптимизации? Пожалуйста. Теорию дифференциальных уравнений с запаздыванием? Ради Бога. Web-программирование? Вперед!
Неотъемлемой частью любого студенчества является написание курсовых и дипломных работ. Студенты, не определившиеся с выбором, консультируются с преподавателями по их научным интересам, решают, что им ближе. Но есть и те, кто заранее определился со своими пожеланиями - те выбирают научного руководителя с подобными интересами. Это приветствуется! Даже если ваш профиль настолько узок, что научного руководителя с такими интересами не нашлось - не беда! Конечно, с поиском такового придется потрудиться, но в поддержке вам не откажут. Вообще, во время моего обучения не было ни одной проблемы, связанной с ним, которую мы не смогли бы решить общими с преподавателями усилиями. Но злоупотреблять этим, конечно, не стоит. :)
Помните главное: возможности вашего образования безграничны. Оно не заканчивается бакалавриатом, магистратурой, аспирантурой - вам придется учиться всю жизнь. Любая специальность предполагает постоянное повышение квалификации, бесконечное самообразование.
Выиграет конкуренцию не тот, чей ВУЗ «топовее». Лишь тот, кто может и хочет развиваться, будет действительно востребован на рынке труда
Подводя итоги - чего где стоит ожидать? Столичные ВУЗы - это действительно классно, но к ним нужно быть готовым. Пожалуйста, не переоценивайте свои силы. Оказаться вдали от дома и родных - это стресс. Быть выкинутым из школьной системы, где учителям было важно научить вас в университетскую, где ваше обучение - ваша забота - стресс. Спросите себя - "Я готов к этому?" Не идеализируйте себя. Реальность может быть неожиданно жестокой. Выбирайте место, где у вас будет мотивация и желание учиться.
Что же касается факультетов, не стоит смотреть на их названия. Изучите учебные планы, спросите о впечатлениях у студентов. Они всего лишь немного старше вас и недавно стояли на том же перепутье! Например, направления "Прикладная математика и информатика", на которых я училась, непохожи друг на друга, но уклона "в одном случае на математику, в другом - на программирования" нет. Какой уклон вы выберете - такой и будет. Всё зависит только от вас. Вы же не судите книгу по её обложке, верно?
Поскольку впереди лишь вторая волна, которой в большинстве своем ждут настоящие мечтатели, хочу пожелать: мечтайте! Мечтайте, но будьте готовы ко всему. Постарайтесь не стать очередным Икаром, желающим достичь солнца, но разбившимся в процессе.