Найти в Дзене
Андрей Громов

Стол из дуба своими руками.

Стол - главная мебель в доме.
Стол - главная мебель в доме.

Эта история о том как я делал стол. Для столяров профессионалов она может показаться банальной, но это не инструкция как сделать стол, а больше история воплощения мечты.

Кто то мечтает о новом автомобиле, кто то съездить в экзотическую страну, а мои желания всегда были о том чтобы сделать что то своими руками. От и до создать нечто из ничего. Воплотить материальный объект в бытии и постигнуть это бытие.

Эта история от и до о моей жизни. Не о всей жизни, а только о маленьком эпизоде. Маленьком, но значительном для меня.

Приятный бархатный глянец.
Приятный бархатный глянец.

В детстве и юношестве я очень любил читать книги и проводил в библиотеке больше времени чем на футбольной площадке. Были книги, которые я прочитал и забыл. Но были такие, которые оставили на всю жизнь след в моей жизни. Ещё были такие, которые изменили меня самого и создали мечту.

Одной из таких книг, была книга Ромена Роллана «Кола Бруньюн». Это веселая книга с элементами драмы о задорном плотнике-столяре, который очень любил жизнь, любил свою семью, людей и очень любил свою работу. Он относился к своей работе как к поэзии, а к дереву как к живому существу. Он был настоящим профессионалом своего дела, все знал о дереве и о работе с ним. Поэтому делал потрясающие вещи.

Я очень проникся этой книгой. Она вдохновила меня и я дал сам себе обещание когда нибудь начать работать с деревом.

Выбор цвета оказался идеальным.
Выбор цвета оказался идеальным.

Как Вы понимаете моя мечта сбылась - я работаю с деревом и получаю от этой работы огромное удовольствие.

Мое любимое дерево в работе - это дуб. И одно из моих желаний всегда было сделать кухонный стол из дуба. Стол - это один из главных предметов мебели в доме. За ним семья принимает пищу, за него садятся гости, за ним принимаются важные решения на семейном совете.

Я вырос по большей части с бабушкой и у нас была очень религиозная семья. Из детства мне запомнилась как она говорила, что стол - это грудь Христа. За ним всегда надо вести себя тихо и он всегда должен быть чистым.

Мне помнится как бабушка не тряпкой, а руками вытирала крошки хлеба со стола и никогда их не выкидывала. В своём детстве она пережила голод во время войны.

Когда я начал проектировать стол, то конечно я запланировал точеные ноги. Их форму я придумывал долго. Пересмотрел множество форм в интернете и в конце концов нарисовал то, что меня устроило.

Окончательный вариант где то посередине.
Окончательный вариант где то посередине.

С профилем столешницы все было сложнее. Я никак не мог ее придумать и обратился за помощью к Фёдору Алексеевичу Бондареву. Он быстро набросал мне на бумаге с три десятка различных профилей и из них я выбрал тот, который мне больше всего подошёл.

Наброски Фёдора Алексеевича Бондарева.
Наброски Фёдора Алексеевича Бондарева.

Заготовки под ноги я естественно склеил из двух досок шириной 50 мм. Я пилил одну доску и разворачивал ее как книжку, чтобы совпал рисунок дерева. Но прежде чем точить ноги из дуба, я выточил пробную заготовку из сосны, чтобы убедиться что все формы пропорциональны.

Я до конца не был уверен в правильности формы ног, но когда с токарного станка нога перешла из горизонтального положения в вертикальное стало понятно что выбор был сделан правильно.

«Свежие» ноги.
«Свежие» ноги.

Столешницу я не клеил. Я купил готовый цельноламельный щит 700 х 1100 мм. Для создания профиля как на рисунке мне понадобилось три фрезы и четыре прохода. В итоге край стола получился идеальным. Мне помогал отличный человек и прекрасный столяр Костас Шонус. Огромное ему за это спасибо!

На мой взгляд - идеальная форма кромки.
На мой взгляд - идеальная форма кромки.

Затем были сделаны царги. Долгая шлифовка, удаление прижегов от фрезы и наконец сборка.

Ноги к царгам были прикручены на металлические уголки для того чтобы стол можно было легко собрать и разобрать.

Сборка насухо.
Сборка насухо.

И конечно, после сборки стол был благополучно разобран для покрытия маслом.

С самого начала я решил стол заколеровать, но долго колебался с выбором цвета. Попросил даже Фёдора Алексеевича показать старинный рецепт выкраса с помощью «рыжухи» и марганца. Но все таки остановил свой выбор на грунтовочном масле фирмы Borma - "дуб коньяк". И ни сколько не пожалел - это именно тот цвет, который я хотел. Он чуть чуть затемнил дуб и придал ему контраста и насыщенности.

Столешница после грунтовочного масла.
Столешница после грунтовочного масла.

Я решил что покрою финишным слоем масла стол три раза. Но к нам неожиданно заехал в гости Николай Шленов и убедил покрыть столешницу маслом минимум семь раз. И между слоями полировать сначала тысячной наждачной бумагой, а потом двухтысячной.

Я так и сделал. Пусть стол будет готов на четыре дня позже, но я и так ждал его всю жизнь - подожду ещё. Я сразу подумал - необязательно что я всегда буду наносить столько слоёв масла, но сделав один раз по максимуму, у меня будет из чего выбирать.

В итоге столешница получилась гладкой и глянцевой. Но это не такой глянец, как после лака - он более тёплый, живой. Дерево под ним, не как под стеклом, оно приятно тактильно.

Именно тактильные ощущения больше всего приносили удовлетворения. Представьте себе старую мебель, которую в процессе жизни отполировали тысячи рук. Но все это на новом столе.

Будет стол - будет хлеб.
Будет стол - будет хлеб.

Я привёз его домой и поставил на кухне. И теперь, глядя на него я понимаю что ещё  не хватает. Не хватает комплекта стульев.

До встречи на страницах моего блога. С уважением, Андрей Громов.