нестрашный хоррор
Обворожительный элитарный мир искусства часто притягивал авторов. Вельветовая бензопила как раз об этом. Но здесь авторы не смогли закрыть свой изысканный капкан; зритель может попробовать "сыр", но так же спокойно может уйти из этой ловушки, не испытав должного катарсиса.
Для триллера здесь не хватает глубины, для хоррора - смертей, как бы парадоксально это не звучало. Построенный по всем правилам хорроров, фильм на не показывает сами убийства, изобретательные, эстетичные. Монтаж обрывает хоррор-секвенцию на стадии "сейчас герой умрёт", не всегда мы видим трупную инсталляцию, подтверждающую жанр (но однажды авторы поиграли со словом "инсталляция"). Зато часто узнаём о смерти из диалогов и скупых реакциях героев. Здесь важно отметить почти комедийную героиню Коко. Она, являясь ассистентом всех кураторов, о которых повествует фильм, она первая находит жертв, адекватно реагируя криком. На последней, после крика, она осеклась, осознав, что это не её работа. Но об этом позднее.
Почему это всё-таки хоррор? В фильме есть все составляющие: преступление и наказание. Далее мы нанизываем частные категории такие как мистицизм, подглядывание, помешательство. Режиссёр и художественный цех действительно постарались, создавая параноидальную атмосферу вокруг искусства. Тут есть и рифмы картин с кадрами фильма, движение картин, ожившие инсталляции, галереи граффити и даже тату как форма искусства. Сюжет разнообразен и изощрён. Но отсутствие чётких маркеров хоррора делает фильм не страшным, не давая зрителю целиком проникнутся страданием торговцев искусством. Пожалуй, только одна из хоррор-секвенций полностью отвечает канону.
Сюжет разворачивается вокруг торговцев искусством, поэтому преимущественно мы наблюдаем за жизнью музеев и галерей, светлых стеклянных офисов и элитарных домов. В кадре светло, а если и темно, то на странице фэшн-журнала. "Мы торгуем не искусством, а чувством и ощущением. Они эфемерны" - говорит один из героев. Здесь фильм уместно сравнить с "Неоновым демоном" Рёфна. Художники эстетизируют хоррор в кадре фильма, доводят его до глянцевого блеска. Из-за этого фильм транслирует зрителю не совсем те чувства и переживания, которые должен нести непосредственно хоррор. В "Бархатной бензопиле" эстетизация не доводится до абсолюта, как в примере выше, но уходит в ту сторону, оставляя зрителя без необходимого уровня хоррор-переживаний.
Сам сюжет может вызвать у зрителя вопросы, но так или иначе в фильме есть все ответы. Возвращаясь к героине Коко, только она смогла выжить. Но она и не нарушала поставленный запрет. В конце она могла, но не стала. Именно эта сцена стала последней в фильме. Но на титрах есть эпилог с другим героем. Встреча со смертельными картинами изменила его. Но он существовал в другой плоскости, вдали от основного хоррор-сюжета. К сожалению, эти и другие второстепенные герои не были раскрыты в должной мере, чтобы получить необходимые переживания через них. Основные же герои что-то понимают только тогда, когда уже поздно.
В итоге мы имеем крайне интересный не-совсем-хоррор. Всё в этом мире продаётся, даже ощущения и переживания. Однако зачем необходимо искусство? Что есть эти самые ощущения и переживания? Они частные, достояния общественности или глубоко личные? Именно вокруг этих вопросов вращается сюжет фильма. Ответ весьма однозначен.
Бархатная бензопила
Velvet Buzzsaw
2019
США — NETFLIX
режиссер Дэн Гилрой
сценарий Дэн Гилрой
оператор Роберт Элсвит
композитор Марко Белтрами
художник Джеймс Д. Бисселл, Криста Манро, Элисон Сэдлер и др.
монтаж Джон Гилрой
продолжительность 113 мин. / 01:53
В главных ролях Джейк Джилленхол, Джон Малкович, Билли Магнуссен, Тони Коллетт, Наталия Дайер, Рене Руссо и др.