Найти тему
АВТОЧАЙНИК 77

Торможение автомобиля с МКПП

Торможение автомобиля – тема большая и серьёзная, имеющая множество различных, порой взаимоисключающих, моментов. Пока в эти нюансы мы лезть не будем, а обсудим лишь некоторые варианты штатного торможения при движении автомобиля с Механической Коробкой Переключения Передач ( МКПП ). К сожалению, на форумах мне часто приходится видеть вопросы учеников автошкол по этому поводу, да и ученики, обращающиеся ко мне, нередко говорят, что инструктор в автошколе либо непонятно объяснял, либо по любому поводу и без повышал голос, от чего ученик боялся лишний раз задать такому инструктору вопрос. По сути, любое снижение скорости движения называется торможением и не важно, сбрасываете Вы скорость до какого-то значения или до полной остановки автомобиля. Торможение может быть различной интенсивности от постепенной потери инерции за счёт сопротивления воздуха до рисования шинами на асфальте. Можете называть это просто снижением скорости, можете назвать замедлением или ещё как, но так или иначе всё это торможение и его синонимы. В зависимости от ситуации, дорожных и погодных условий и прочих моментов водитель выбирает интенсивность торможения, а вместе с этим и его способ.

1. Выключение сцепления ( нажатие на педаль сцепления ). При данном способе автомобиль теряет скорость только за счёт потери инерции. На интенсивность снижения скорости в этом случае влияют многие факторы – направление и сила ветра, качество поверхности ( неровности покрытия ), особенности рельефа ( подъём ). Очень незначительный вклад вносит коробка передач, т.к. при включенной передаче в ней будут вращаться все валы, оказывая небольшое сопротивление вращению. Такой способ неплохо подходит для плавной остановки при очень небольшой скорости движения ( 5-7 кмч ) или наоборот, для небольшого замедления за счёт потери инерции на довольно высокой скорости ( от 80 кмч ), ведь лобовое сопротивление довольно высоко и чем выше скорость, тем быстрее автомобиль потеряет 5-10-15 кмч при такой необходимости. Правда, если Вы в этот момент не переключаете передачу, то смысла в этом способе на высокой скорости нет. Держать педаль сцепления в нажатом состоянии длительное время не очень хорошо для самого узла и совсем нехорошо для коленного сустава водителя, поэтому чаще всего этот способ используется на подъёмах, когда машина теряет инерцию быстро и более интенсивное торможение не требуется. Лишь в момент полной остановки нажимается педаль тормоза, чтобы машина не покатилась назад. После остановки сначала выключается передача, потом отпускается педаль сцепления. Педаль тормоза можно отпустить только после включения стояночного тормоза, если возникает такое желание.

2. Выключение передачи. Переведя рычаг переключения передач в нейтральное положение, педаль сцепления можно отпустить. При этом приводится в движение лишь выходной и первичный валы коробки передач, сами же шестерни передач в зацепление друг с другом не входят и КПП практически не работает. За счёт этого потеря скорости происходит с чуть меньшей интенсивностью, чем при 1-м способе, однако в случае какой-то дестабилизации движения быстро включить нужную передачу и стабилизировать автомобиль сможет далеко не каждый водитель, поэтому таким способом можно пользоваться лишь на сухом твёрдом покрытии и при относительно невысокой скорости ( до 40 кмч ), приближаясь к светофору . Если Вы точно выверили дистанцию, то нажатие на педаль тормоза может потребоваться опять же только в момент остановки или совсем немного раньше.

3. Освобождение педали акселератора ( газа, если Вам так удобнее и Вы водите … электромобиль))). Торможение двигателем, о котором больше всего разговоров и меньше всего понимания. В зависимости от желаемой интенсивности торможения педаль можно отпустить полностью или совсем немного, ведь порой необходимо сбросить всего каких-то 1-2 кмч и пользоваться иными способами торможения может быть нецелесообразно. Стоит учитывать, какая передача у Вас включена - чем она выше, тем неохотнее машина будет замедляться. При таком способе снижения скорости, надо тщательно за этой самой скоростью следить для включения при необходимости нужной передачи. Так же следует оценивать обороты, ведь в какой-то момент они могут упасть слишком низко и двигатель заглохнет. Чуть ниже Вы можете увидеть график передач -

-2

Конечно, цифры, число передач и их длина в разных автомобилях отличаются, но подумайте, какие обороты будут у двигателя в соответствии с этим графиком на 5-й передаче при скорости 20 кмч. Скажу сразу – он заглохнет, не выдержав такого издевательства. Если у Вашей машины есть тахометр ( прибор, показывающий частоту оборотов двигателя ), то ориентируйтесь для начала на него и при падении оборотов до значений близких к тем, при которых двигатель работает без Вашего участия, выключайте сцепление, чтобы не дать ему заглохнуть. Данный способ подойдёт во многих случаях, когда Вы, заранее просчитав необходимую дистанцию, будете постепенно, но уже более активно, снижать скорость. Это, наверное, самый любимый многими водителями способ торможения, который ещё считается самым безопасным в зимний период. С его безопасностью можно поспорить, но сейчас речь не об этом.

4. Нажатие на педаль тормоза при включенной передаче. Комбинированное торможение ( Торможение двигателем + рабочей тормозной системой ). Самый распространённый способ активного торможения среди водителей со стажем. Как и 3-й, он позволяет экономить топливо на современных автомобилях и так же считается безопасным, с чем опять же я не всегда соглашусь. Здесь так же важно не упустить момент критического падения оборотов двигателя и вовремя выключить сцепление и при необходимости переключать передачу. Подходит при торможении средней интенсивности на передачах от 3-й и выше при достаточном запасе по оборотам, чтобы им было, куда падать. Естественно, что при 1000 оборотах в минуту данный способ уже не подойдёт - слишком быстро перейдёте опасную черту и заглушите двигатель. Чаще всего этот способ используется лишь для изменения скорости движения, но более интенсивного, чем при способе 3, чтобы в какой-то момент отпустить тормоз и снова нажать на газ. Допустим, едете 90 кмч, догоняете ТС, двигающееся со скоростью 70 кмч, и далее следуете за ним. Возможно, что и передачу не придётся переключать.

5. Нажатие на педаль тормоза при одновременном выключении сцепления. Торможение с использованием лишь рабочей тормозной системы. Не любят водители этот способ, считая наиболее опасным на скользкой дороге, и прибегают к нему уже перед самой остановкой, когда деваться некуда, чтобы вместе с колёсами не остановить и двигатель. Да, и выключать сцепление при любом торможении опять же «плохо для сцепления». Чаще всего этот способ используется при торможении максимальной интенсивности практически с любой скорости, когда времени мало ( экстренное торможение ). Не обладая достаточными навыками, Вы так же можете легко пропустить момент критического падения оборотов, если нажмёте только на тормоз, поэтому сцепление выключается сразу одновременно с нажатием на педаль тормоза, ведь всё произойдёт довольно быстро.

Зимой я пользуюсь и другими способами торможения, но об этом я распространяться не буду. Некоторые автомобили сами по себе имеют дополнительные системы торможения без использования тормозных колодок и дисков ( барабанов ). А вообще, способов торможения далеко не один десяток – это активное, пассивное и смешанное торможение, штатное, аварийное, с использованием рельефа, погоды, бесконтактные, контактные способы …. Можно составить целую таблицу с пунктами и подпунктами, многие из которых будут разделены на свои подпункты, но это уже совсем другая история.

Нередко, ещё ни на что не способного ученика, инструкторы сразу начинают натаскивать одновременно на 2-3 способа торможения, в результате чего ученик всё путает, мешает одно с другим, останавливает машину, не выключая ни передачу, ни сцепление, и утверждает, что его так учили. Разберитесь с этим вопросом. Помните, что запущенный двигатель работает на определённых оборотах, ниже которых он работать не сможет. Во время движения двигатель связан с колёсами через передачу в КПП и узел сцепления. Перед остановкой или при значительном снижении скорости важно эту связь прервать. Если Вы только учитесь, освойте до автоматизма 5-й способ и только потом добавляйте в свою практику новые возможности. При движении на минимальных скоростях ничего с Вашим автомобилем не случится. Удачи Вам в обучении и на дорогах!

А это видео к вопросу о торможении двигателем: