Умер «почетный евреи Брайтон-Бич» Вилли Токарев
На 85-м году жизни скончался автор-исполнитель, звезда русской эмиграции, выступавший в жанре русский шансон.
В 1974 году он переехал в США, где поначалу работал почтальоном и таксистом. В 1979 году выпустил свою первую пластинку "А жизнь — она всегда прекрасна", которая не была востребованной. Однако уже через несколько лет вышла вторая пластинка Токарева — "В шумном балагане" (1981), — прославившая музыканта среди русскоязычных эмигрантов. Несколько лет певец выступал в русских ресторанах на Брайтон-Бич. Среди его самых популярных песен — "Небоскребы", "Журавли" и "Чубчик кучерявый". В общей сложности Токарев записал около 50 альбомов. В 1989-1990-х артист приезжал в СССР с гастролями, а позже вернулся в Россию на постоянное место жительства.
У Вилли Токарева, по его собственному признанию, никогда не было никаких официальных званий и наград. Зато неофициальных – народных – очень много. Например, ему присвоили звание «Заслуженный еврей Брайтон-Бич», — и это при том, что в его жилах течет вовсе не еврейская кровь. Просто обитатели Брайтон-Бич – эмигрантского района Нью-Йорка – выразили ему таким способом свою благодарность и признательность. Вилли Токарев искренне уважает еврейский народ, подчеркивая это в своих песнях, выступлениях и интервью.
Воспел евреев в своих песнях
"Евреи, кстати, обожают, когда я пою на их языке, хотя по национальности я русский. Но евреев я очень люблю. Когда я эмигрировал в Штаты, я попал в еврейскую среду эмигрантов из Советского Союза, и они на меня оказали очень большое влияние. Я научился у них правильно жить на этом свете – на самом деле, я нисколько не иронизирую. И еврейский народ я потом воспел в своих песнях. Как про меня сказал один из журналистов, Вилли Токарев легализовал слово «еврей». Ведь раньше это слово произносили шёпотом. Вообще я очень хорошо отношусь к людям любых национальностей и уважаю людей, которые гордятся своими этническими корнями, будь то якуты, калмыки, украинцы, армяне, евреи, русские и так далее. Я не люблю националистов и шовинистов, это просто больные люди." (Из интервью в еврейском интернет-клубе, 29.04.2005)
О семейных ценностях евреев
"Большинство евреев — замечательные люди, работяги, юмористы, умницы, они никогда не падают духом. А когда евреи веселятся, такое творится!.. В Нью-Йорке я видел, что еврей никогда не жалеет денег на празднование совершеннолетия дочери или сына. Бар-мицва и бат-мицва в Штатах отмечаются с таким размахом, что просто диву даешься. Все это говорит о любви евреев к детям, об их ориентации на семейные ценности. И еще, мне всегда очень импонировало то, что мои еврейские знакомые, зная, что я не еврей, относились ко мне, как к своему. Так что я горжусь своим званием."
Об антисемитизме
"Я вообще считаю, что антисемитизм в России — явление не совсем типичное, хотя, конечно же, в отдельных случаях место имеет. Если вспомнить о том, что на концерты знаменитых евреев — Кобзона, Хазанова, Винокура, Розенбаума — приходят с цветами люди разных национальностей, то вопрос о поголовном антисемитизме русских отпадает сам собой... Мне кажется, что антисемитизм — это заболевание, порождаемое нищетой и неспособностью достигнуть в жизни благополучия, благосостояния, богатства. В том, что сегодня национальный вопрос в России стоит довольно остро, виноваты не русские или кавказцы, сменившие на посту гонимого народа — евреев. Виновата коррупция, позволившая одним иметь все, а другим ничего. Но вообще-то я считаю, что ксенофобия — явление неоднородное. Она бывает фанатичной и осознанной. Но как в первом, так и во втором случае пусковым механизмом является отсутствие толерантности, а если еще точнее — отсутствие информированности, эрудиции. В конце семидесятых мне приходилось выступать с концертами на балах украинской общины Нью-Йорка. Так вот, там было запрещено говорить по-русски. Дирижер оркестра умолял артистов говорить только по-английски или по-украински. В противном случае весь оркестр мог лишиться этой работы... Так что, к сожалению, проявление национальной нетерпимости можно наблюдать в любой стране и по отношению к любому этносу"
Об Израиле
"У меня аж дух захватывает, когда я думаю о том, что израильтяне постоянно, вот уже в течение почти полувека живут в окружении врагов, на пороховой бочке, которая время от времени взрывается. И я рад, что израильтяне смогли построить страну на песке — буквально из ничего выросли сказочные города, созданы приемлемые условия для жизни многих людей. Мне очень приятно, что в Израиле я стал регулярно приглашаемым с концертами артистом. Я был там более десяти раз — наблюдал за страной, говорил с людьми и писал песни. А в январе 2006 года в Тель-Авиве прошла презентация моей пластинки, которая называется «Шалом, Израиль!» Сын Ариэля Шарона неделю слушал мою пластинку, а потом через переводчика мне сказал: «Это беспрецедентный случай, когда человек нееврейской национальности, не живущий в Израиле, написал такие песни, будто он живет вместе с нами и переживает наши перипетии». Для меня это была высочайшая оценка." (Из интервью газете «Еврейские новости» 09.10.2006)