Найти тему
Духовные зерна

Трагедия невесты. Притча Христа о мудрых и неразумных девах

М.В. Нестеров. На горах (фрагмент)
М.В. Нестеров. На горах (фрагмент)

Невеста в ожидании свадьбы. Ее жених – красивый, мудрый, самый лучший из всех – давно дал согласие на брак. Самое главное в жизни событие вот-вот должно состояться. После него начнется новая жизнь – благословенная, удивительная, неизвестная. Но вот, когда уже все готово и невеста у порога брачного дома, жених говорит ей: "не знаю тебя". Как?! Ведь это же я, твоя любимая невеста. Как такое возможно? Ты же обещал?
Трагично. Перед самой свадьбой жених отворачивается от своей невесты.

Христос, рассказывая притчу о пяти мудрых и пяти неразумных девах (Мф. 25, 1-13), уподобляет Свое пришествие брачному пиру, на котором наконец состоится воссоединение Христа и Его Церкви. Церковь на земле – это Невеста, которая ждет встречи со своим Женихом, Иисусом Христом.

Кто виноват, что часть верующих (неразумных) не приготовили себя к браку, к жизни в браке – в Царстве Божьем вместе с Иисусом Христом?

Неразумные не оказались мудрыми. Слово Божие говорит о мудрости, нисходящей свыше:
Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак. 3, 17).
Вот,
я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный (Втор. 4, 5-6).

Мудрая, разумная невеста должны обладать всеми качествами, перечисленными в послании Иакова.
Она должна быть чиста – Дева без пятна и порока: чистая жизнь, чистые мысли, чистые чувства.
Должна иметь мир, который превыше всякого ума и соблюдает сердца наши и помышления во Христе Иисусе (Флп. 4, 7). Не раздражаться, не злиться, не суетиться.
Невеста – скромна, она тиха и не кичится свои статусом Невесты Христовой. Ее скромность – в словах, одежде, манерах. Она целомудренна.
Невеста до брака уже послушна Жениху. Она знает Его голос (Ин. 10, 26). Она исполняет Его повеления.
Невеста полна милосердия, сострадания и добрых дел, она не может пройти мимо горя и беды. Она всегда готова помочь (как милосердный самарянин).

По сути эти качества принадлежат Самому Иисусу Христу. На них строятся взаимопонимание и совместная жизнь верующих в Царстве Божьем.

Требования к невесте достаточно высоки. А как иначе? Ведь это же Бог, не терпящий в Своем доме никакой духовной и нравственной грязи. Вводя в Свой дом невесту, Он выставляет ей свои условия, Свои требования. И невеста, готовясь к браку, прекрасно знает об этом. Это условия брачного договора. И на это есть время, достаточно времени, чтобы привести себя в соответствие требованиям Жениха.

Неразумные девы, возможно, обладая этими качествами или стремясь их приобрести, начали терять их, растрачивать, в отличие от мудрых. Духовная жизнь неразумных гаснет. И они это видят. Они понимают, что в таком состоянии на брак, на встречу с Богом, идти нельзя. Жених не примет. Его голос уже прозвучал. Нужно что-то делать. Они просят мудрых: дайте нам, помогите нам. Но времени уже нет. Где вы были раньше? Вы же всё прекрасно знали, какая должна быть жизнь христианина!
Неразумные бегут к купцам – тем, кто может помочь. Да, они получают необходимое – восстанавливаются. Но сроки все прошли. Время, когда нужно было бодрствовать и молиться, ушло. Как это напоминает времена Ноя во время потопа, когда двери ковчега закрыты и хотящие спастись уже не могут это сделать. Ной и рад бы открыть, но не может – погибнет всё, что находится внутри ковчега.

Жених задерживается на брачный пир, невеста немного потерялась – уснула – в суете будней и рутине повседневных дел. Для мудрых нет проблем поправить свои светильники, потому что они живут ожиданием брака; слова молитвы "да приидет Царствие Твое" для них не пустой звук, они не бьют ими воздух. Невеста Христа всегда в ожидании.
Но для неразумных это становится проблемой, которая заканчивается трагедией.
Обратите внимание, что Христос не сказал неразумным, что они пойдут в муку вечную или их бросят во тьму внешнюю. Нет. Они будут спасены.
Но они не получат главного, на что так надеялись – Небесного Жениха.

-2