Думаю, в этом, как и во многих других случаях, все зависит от ребенка. Есть дети, которых надо во всем контролировать, иначе они абсолютно ничего делать не будут, есть те, кто самостоятельно делает хоть как-то, а есть ответственные, они же чаще всего отличники.
Мой сын из тех, кто может делать сам, но иногда лень-матушка одолевает. И при этом он понимает, что это его зона ответственности, и делать все равно придется. Иногда бывают переписывания, переправления, но мы постепенно приучаемся сразу писать правильно и без помарок. А наша учительница очень требовательна в этом плане, что меня вполне устраивает, потому что именно в начальной школе все закладывается.
На одном из собраний как раз поднималась тема домашних заданий. С кем-то старательно занимаются бабушки и даже дедушки, с кем-то родители после работы поздно вечером, кое-кто уже делает абсолютно все самостоятельно. А есть и те, по словам классного руководителя, которые регулярно не выполняют домашку вообще. Моему сыну, возможно, повезло, что я во времена его 1-2 класса находилась в декрете и могла себе позволить заниматься с ним и тем более проверить, правильно ли он выполнил домашку. Иногда приходится что-то объяснять самой, если он недопонял или попросил помочь. И к тому же сегодняшняя школьная программа рассчитана на то, что без взрослого ребенку не сразу понятны задания. Иногда пока прочитаешь, мозг сломаешь. А потом понимаешь, что вполне можно было использовать слова попроще хотя бы для начальных классов. Наша классная так и сказала: "Программа подразумевает занятия ребенка с родителями". Это, конечно, хорошо, но не все родители могут выделить 2-3 часа времени на уроки или сидеть после работы до одиннадцати, двенадцати ночи (так вообще быть не должно). И почему-то, сколько себя помню, я и мой брат всегда делали уроки самостоятельно, и никаких вопросов не возникало, все было понятно и доступно. Здесь вопрос даже не в лени, а в самостоятельности и ответственности. Сейчас сын (3-й класс)уже выполняет все сам. Бывают и ошибки, без них никуда. Сам перепроверяет, сам выявляет, пускай и не с первого раза. Меня не привлекает перспектива до глубокой ночи сидеть и разбирать классификации птиц или уравнения по математике. Не думаю, что в столь позднее время в голове ребенка что-то отложится, и будет какая-то польза. Вечер для отдыха, а ночью нужно спать. Поэтому изначально целью было не сидеть над душой, только бы все правильно, и уж тем более не делать за ребенка, только бы не утомлялся, а научить самостоятельно выполнять работы и находить ошибки. Ведь на экзаменах не будет рядом бабушки, дедушки, мамы или папы. Да и экзамены - не самое главное в жизни. Самое главное, каким человеком вырастет ваш ребенок!
Закончить хочу тем, что, безусловно, все дети разные, но от тотального контроля самостоятельность не появится никогда.
П.С. У Лабковского на этот счет есть отличные высказывания, если кому интересно.